Феноменология «глаза» - статья

Феноменология «глаза»

Феноменология «глаза»: Рис.1 В различных современных школах психотерапевтической направленности, таких, например, как психосинтез, ребефинг, холотропное дыхание отмечается появление визуального зрительного феномена в виде "глаза". Нелишне вспомнить, что в различных мистических, эзотерических традициях глаз несет большую семантическую нагрузку. В иероглифах Древнего Египта, в каменных скульптурах индуистской религии, в средневековых мистериях Европы этот символ встречается достаточно часто. Человеческий разум с невиданным упорством использует этот феномен в течение тысячелетий. Он встречается в содержательной части йогических медитаций (открытие "третьего" глаза) и на долларовой банкноте США. "Всевидящее око" встречается в трудах алхимиков и в символике масонских организаций. То есть достаточно определенно можно говорить о внекультуральности этого символа.

Обращаясь к опыту А. Ассаджиолли с его моделью личностного психосинтеза, можно увидеть, что при работе с простыми символами наряду с крестом и геометрическими фигурами "глаз" встречается достаточно часто. В сеансах холотропной терапии, как и в ЛСД-терапии Станислава Грофа, феномен "глаза" чрезвычайно распространен, и, как правило, проявляется в так называемом "абстрактно-эстетическом" уровне переживаний клиента. Со слов автора методики (Ст. Гроф) этот феномен не несет какой-либо значимой информации, однако личные наблюдения практиков противоречат этому утверждению. При появлении этого зрительного феномена у пациентов отмечается очень своеобразные проявления внешних двигательных реакций. А именно: пациент принимает "эмбриональную" позу, у него появляется "хоботковый" рефлекс, дыхание становится поверхностным и учащенным, отмечается выраженная тахикардия, изменяется цвет кожных покровов. Интересно так же то, что при выходе в этот момент из состояния измененного сознания, у пациента отмечается расфокусированное зрение, расширенна база опоры, некоторое время сохраняется некоординироанные движения. Речевой раппорт в это время затруднен, так как пациент воспринимает не содержание, а скорее тон речи, и соответственно реагирует эмоционально, а не рационально. При последующем обсуждении пациенты, рассказывая об этом опыте, выражают явную эмоциональную заинтересованность, перемежая рассказ своими личными проекциями воспоминаний раннего детского возраста выраженных чаще в символических формах. Если же сеанс продолжается, то достаточно часто у пациентов возникают психодинамические воспоминания раннего возраста, с выраженной рефлексией событий.

При использовании символа "глаза" в медитативном тренинге отмечаются сходные феномены возрастной регрессии, что позволяет успешно работать с ранними психотравмирующими переживаниями. Довольно часто у пациентов наблюдались жалобы на чувство беспричинного страха, одиночества, заброшенности, тоски и депрессии. Интересно, что появление "глаза" воспринималось как некое "избавление" от одиночества, появление "союзника", что позволяло воображению дорисовать предполагаемое существо, обладающее "глазом". Как правило, существо это ассоциировалось с мистическими фигурами "защитников" и "избавителей", удовлетворяющих потребность пациента в безопасности. При использовании этих фигур в психосинтезе, с их последующей интеграцией, отмечалось значительное улучшение основной клинической симптоматики у лиц с повышенной тревожностью, депрессивными нарушениями. В эксперименте автор статьи, проводя сеансы гипнотерапии, среди возможных зрительных феноменов, являющихся содержанием гипнотических состояний, неоднократно вводил образ "глаза". Отмечалось углубление состояния транса, прямые и косвенные признаки возрастной регрессии, что упрощало в определенной степени технику работы.

При попытках рационализировать данный феномен, речь неизменно шла о родителях пациента, чаще о матери, либо иной референтной фигуре женского пола. Проявлялось эта "двойственная родительская позиция" и в оговорках, приводимых пациентом метафорах (напр. "нужен глаз да глаз"), в разговоре о контроле родителями поведения детей и т.д.

Известен факт так называемого "импринтирования", когда человеческий мозг подсознательно фиксирует информацию, оказывающую влияние непосредственно на его органы чувств (зрение, слух, тактильные ощущения) и связанные с ними эмоциональные переживания. Подобного рода "импринты" легко возникают в детском возрасте в связи с отсутствием альтернативного опыта. Чем сильнее по эмоциональной силе воздействию подвергается человек, тем дольше сохраняется "импринт", проявляясь в конкретной или символической форме в ситуациях, носящих характер сходный их возникновению. В 1973 году Нобелевская премия в области медицины и биологии была вручена группе авторов во главе с Конрадом Лоренцем за изыскания, в сфере импринтирования устойчивых ранних психоэмоциональных реакций у высших животных. Частным выводом этих работ является утверждение о раннем импринтировании образов, которые впоследствии воспринимаются как "родные", "знакомые". Животные, которым в младенческом возрасте предъявлялись геометрические фигуры), ры, пирамиды) воспринимали их как "родительские" образы, и относились к ним, как к родителям. В дальнейшем, даже став взрослыми особями они оказывают явное предпочтение этим геометрическим фигурам, играют с ними, воспринимают как половых партнеров и т.д.

У высших млекопитающих, в том числе и у людей, за счет развития второй сигнальной системы и присущей ей тенденции к аналитическому мышлению и рационализации импринты раннего возраста зачастую вытесняются, подавляются и рационализируются. Спонтанно они возникают лишь в иррациональных состояниях, для которых характерны эмоциональные, чувственные реакции, такие как страх, гнев, одиночество и другие, сходные по эмоциональному содержанию состояния. Поскольку импринты связаны с детскими состояниями, то естественно они формируют неуправляемое, детское поведение, что определяет повышенное возбуждение вегетативной нервной системы по симпатоадреналовому типу.

Отечественными нейрофизиологами (Ратнер А.Ю) убедительно доказано, что у новорожденного ребенка бифокальное зрение формируется не с момента рождения, а лишь к 5-6 месяцу жизни. До этого ребенок воспринимает зрительные образы искаженно, практически разделенными надвое, так как изображение с сетчатки не передается на противоположное полушарие. Несложно догадаться, что наиболее часто фиксируемым зрительным объектом в этом возрасте может являться лицо матери или женщины, исполняющей материнскую роль по отношению к ребенку. Вполне естественно, что воспринимается оно как зрительный образ, расчлененный надвое, подобно половине греческой театральной маски. При этом единственной логически завершенной фигурой в этом фоновом пространстве является глаз, что определяет его предпочтительную дальнейшую фиксацию с последующим воспроизведением. В последствии, при установлении бифокального зрения более ранние импринты подвергаются вытеснению и подавлению новыми, цельными образами. Однако, будучиболее ранним, по отношению к ним, в субъективном восприятии времени "глаз" воспринимается как нечто архаичное, "досмысловое". И при попытках рационального объяснения этого зрительного феномена разум пытается увязать "глаз" и связанные с ним переживания младенческой беспомощности в некоторой мистической, религиозной концепции, которая в силу своей заведомой иррациональности принимается без доказательств. Отсюда многообразие дохристианских и раннехристианских образов, связанных с "глазом". Отсюда состояние "обожествления" неких "высших сил", "внеземного разума" представленных этим символом, и, как следствие, ощущение собственной детской беспомощности и обусловленные ею переживания. Неслучайна и двойственность отношения к этому символу, она обусловлена амбивалентностью отношения ребенка к родителю, в частности к матери, о чем довольно подробно писал З.Фрейд и ряд его последователей.

Не подвергая сомнению наблюдения психоаналитиков, необходимо все же учитывать взгляды современной нейрофизиологии на формирование чувственного восприятия и долговременной памяти. Не случайно наиболее результативные представители "трансперсонального направления" являлись выходцами психоаналитических школ. Подсознательно проецируя свои концептуальные модели в принципиально новые технологии они неизбежно приходили к мистицизму юнгианского "коллективного бессознательного" принимая этот термин на веру, как некую данность.

Однако если относиться к появлению символа "глаза" как к феномену возникающей возрастной регрессии, мы приобретаем возможность достижения достаточно глубокого управляемого транса. Многообразие форм работы с этим зрительным образом дает основания для оптимистических прогнозов. Автор статьи являлся супервизором работы сотрудников кафедры психотерапии Новокузнецкого ГИДУВа г. Кубасова и г. Ковылина, когда в ходе терапевтической сессии работа с образом "глаза" использовалась для коррекции негативных эмоциональных состояний. Неоднократное использование самим автором этого феномена, при появлении образа "глаза" в сеансах холотропного дыхания и ребефинга давало весьма положительные результаты, редуцируя невротическую симптоматику, связанную по типу реакций с ощущениями брошенного, обиженного ребенка. Технология заключалась в создании логически завершенной, "цельной" фигуры- обладательницы "глаза", с присущими образу индивидуальными характеристиками. По завершению формирования образа пациенту предлагалось "войти в него", "слиться с ним", "посмотреть на мир из его глаз" т.е. полностью ассоциироваться с теми ресурсами, которыми в идеале должен обладать владелец "глаза". При последующем обсуждении, пациенты в качестве желаемых ресурсных состояний чаще всего декларировали типично "родительские" качества, такие как сила, воля, уверенность, доброта и забота о слабых и беспомощных. Очевидно, что дитя в период формирования данного импринта абсолютно лишено доступа к этим состояниям. При тщательно проведенном ресурсном поиске удается, как правило, выйти на желаемые состояния по принципу необходимого "взаимодополнения", что дает возможность сравнительно гармоничной компенсации проблемных состояний.

Интегрируя этот цельный образ с "проблемным" состоянием мы получаем в итоге значительное улучшение невротической симптоматики, вплоть до полного выздоровления. При сборе катамнеза обращает внимание, что впоследствии, попадая в затруднительные бытовые и семейные ситуации, пациенты обучаются использовать наличие у себя "глаза", как способа вхождение в состояние уверенности в себе и владения ситуацией.

По материалам Medicus.Ru



Статью подготовили:
Никонов Владимир, Дмитрий Трость

Cтатьи о природе, изобретениях, архитектуре, иллюзиях...

Майнд машина - тренажер для мозга
Тренажёр для мозга



Подписаться

Бесплатные почтовые рассылки по саморазвитию.
Уже подписалось более 17 тысяч человек.