Как работают акустические иллюзии - статья

Как работают акустические иллюзии

Всем хорошо известны оптические иллюзии, взять, к примеру, вот эту:

Как работают акустические иллюзии: Рис.1

Объяснение фокуса заключается в неоднозначном восприятии (bistable perception) визуальной информации мозгом. В результате наблюдатель видит вращающееся то в одном, то в другом направлении колесо, хотя никакого вращения на самом деле нет. Подобные визуальные эффекты уже достаточно хорошо изучены. Леопольд и Логотетис (Leopold and Logothetis) даже вывели три закона, которым подчиняются оптические иллюзии.

Сотрудники Французского Национального центра научных исследований (CNRS) выясняли, что тем же законам подчиняются и акустические иллюзии. Французские ученые выбрали в качестве модели известный акустический обман: чередование звуков разных частот может восприниматься как звук то одной, то другой частоты.

Пример 1 150kb

Пример 2 150kb

Пример 3 1.33Mb

Группе испытуемых давали прослушать звуки одинаковой длительности и интенсивности с частотами A и B в виде последовательности ABA-ABA-ABA. При этом испытуемых просили регистрировать, что они слышат в данный момент AAAAA или BBBBBB? После статистической обработки данных оказалось, что выполняются все три закона Леопольда и Логотетиса:

  • исключительность (exclusivity): испытуемый слышит либо один мотив, либо другой, но не оба сразу.
  • случайность (randomness): восприятие испытуемого стохастически переключается с одного мотива на другой
  • неизбежность (inevitability): испытуемый силой воли может заставить один из мотивов звучать дольше, но не может полностью избежать переключения собственного восприятия.

    Значит, дело не в субъективных особенностях человека и не в самом акустическом фокусе. Внутренняя структура мозга - вот что определяет восприятие акустических иллюзий, - заключили ученые.

    В интервью еженедельнику Le Nouvel Observateur, один из авторов работы, Даниэль Преснитцер (Daniel Pressnitzer), рассказал, что композиторы прошлого широко использовали акустические иллюзии, не имея никакого понятия о законах Леопольда и Логотетиса. Так, Иоганн Себастьян Бах написал мелодию (canon per tonus) (mp3), которая звучит на полтона выше при каждом последующем проигрывании. Этот акустический обман получил название эффекта Шепарда (Shepard Effect). Композиция имела политический подтекст - она была написана для того, чтобы подчеркнуть бесконечно возрастающее могущество короля Фридриха Великого.

    Морис Равель, прибегая к методам акустического обмана, написал фортепианный концерт, при проигрывании которого одной рукой создается впечатление, что пианист играет двумя руками. Произведение было специально написано для знаменитого пианиста Пауля Витгенштейна (Paul Wittgenstein), потерявшего правую руку на полях сражений первой мировой войны. Акустические обманы можно встретить и в ритмах центральноафриканских племен.

    Неоднозначное восприятие акустической информации мозгом - не прихоть природы, а вопрос выживания для человека в далеком прошлом. Хищники, подкрадываясь к жертве, стараются подстроиться под шум окружающей среды: ветер, шорох листьев. Неоднозначное восприятие акустической информации давало возможность нашим предкам вычленить звуки подкрадывающегося хищника из шума окружающей среды, - предполагает Преснитцер.

    Подробнее про акустические иллюзии можно прочитать здесь (на англ. языке).

    по материалам: Молекулярная биология (molbiol.ru)



    Статью подготовили:
    Никонов Владимир, Дмитрий Трость

    Cтатьи о природе, изобретениях, архитектуре, иллюзиях...

  • Майнд машина - тренажер для мозга
    Тренажёр для мозга



    Подписаться

    Бесплатные почтовые рассылки по саморазвитию.
    Уже подписалось более 17 тысяч человек.