Динамическое чтение

Динамическое чтение

Ах, какая бесконечная и живая тема – скорочтение! А фоточтение… Такой простор для фантазии. Ни фига не делаешь, посмотрел на страницу и пошел на экзамены.

Скорочтение в чём-то сродни философскому камню, обращающему металл в золото. Столько поколений искало… Но алхимия по пути к недостижимому дала массу интересных и полезных вещей. Скорочтение примерно так же.

Cкорочтение – вещь хорошая, особенно если речь идет о легкочитаемой и усвояемой литературе. Но при чтении серьезной литературы скорочтение вряд ли применимо. Здесь бы мне хотелось привести очень хороший анекдот, главное, что в тему.
…На работу устраивается секретарша.
Начальник ее спрашивает: «Скажите, а с какой скоростью Вы печатаете?»
«Полторы тысячи знаков в минуту» - отвечает та.
«Отлично, другие еле-еле двести делают, берем!» - радостно заявил начальник.
Претендентка на работу так тихонько в сторону добавляет: «Только какая-то ерунда получается…»

Меня умиляют сообщения о рекордах скорочтения и результатах, которые обещают на всяческих курсах. Иногда обещают такие чудеса, как «чтение по диагонали» (интересно, что это за чтение?), фотографическое запоминание текстовой информации. И в тоже время практически на всех курсах дают неверную методику подавления внутренней артикуляции или проговаривания текста. Один маааааленький нюанс, но который решает все.

Это я все написал не для того, чтобы как-то унизить все эти курсы или показать собственную крутость. Люди делают хорошее дело и на самом деле дают массу полезных навыков.
Просто у нас малость другой подход.
ХОЧЕШЬ БЫСТРЕЕ ЧИТАТЬ – РАЗВИВАЙ ВООБРАЖЕНИЕ!

Мы как-то писали, что наш диск «ЭНЕРГИЯ МОЗГА» в случае прослушивания его каждый день по разу в течение месяца увеличивает скорость чтения в 2-3 раза без всяких специальных упражнений.

Никакой мистики. С помощью электроэнцефалографа мы увидели, что этот диск «всего-навсего» в максимальной степени активизирует правое полушарие мозга. Причем эффект носит накопительный характер. А правое полушарие – это наше воображение.

Так что альтернатива – ходить на курсы или просто слушать музыку. Хотя лучше и то и другое.  
Все же приемы скорочтения желательно знать, даже скорее не просто знать, владеть ими. Не повредят такие вещи, как «расширение угла периферического зрения», повышение концентрации внимания при чтении и так далее. Но читать сложные тексты желательно с тем учетом, что, как уже неоднократно отмечалось, кратковременная память не безгранична, а ее перегрузка вызывает такие вещи, как непонимание текста, потеря внимания и интереса.

При чтении ей нужно всячески помогать, не стараться набивать ее информацией с тем же усердием, как при сборе чемоданов перед поездкой на море.

Читать следует так, чтобы в кратковременной памяти успевали сформироваться образы, которые помогут и понять, и запомнить текст. Помните, что один из основных постулатов работы памяти гласит – НЕ УВИДИШЬ – НЕ ЗАПОМНИШЬ? Теперь понятно, почему развитие воображения повышает скорость чтения лучше всяких курсов?

На курсах мы берем для примера произвольный текст, обычно предлагаемый кем-то из учеников и сначала он читается в обычном, так сказать, привычном режиме.

После беглого опроса, который показывает, что из этого текста мало кто чего понял, этот же текст читается по-другому. Кстати, обычно это юридический или экономический текст. Пару раз попадались тексты медицинские. До сих пор одна группа помнит строение и функции печени, другая классификацию челюстно-лицевых травм, третья порядок возврата исковых заявлений и так далее, хотя они далеко не все медики или юристы.

Просто нужно уметь читать.
1. Скорочтение в том виде, в каком его обычно подают, – миф, порожденный авторами систем и хозяевами разнообразных курсов. Например, на одном из очень известных курсов все тесты построены таким образом, чтобы уверить занимающегося, что он стал читать быстрее. Примерно то же самое, как и в известной сказке Андерсена про короля и хитрых портных.

2. Речь может идти только о динамическом чтении. Это не то, чему учат на курсах скорочтения, это скорее стратегия чтения, сумма приемов и технологий, которые позволяют быстрее читать. Но это действительно позволяет читать быстрее.

3. Приемы скорочтения, тем не менее, знать стоит, но применять ровно в той степени, насколько это требует стратегия чтения.

Но не думать, что эти приемы – панацея. Кстати, я проработал массу пособий по скорочтению, познакомился со многими курсами. И был просто поражен, что «подавление внутренней артикуляции», то есть убирание проговаривания текста абсолютно верно изложено только у Сергея Михайлова. Правда, может, я не все курсы изучил.

Но я встречал людей, которые занимались на курсах самой разной популярности, так ни у одного не получилось с этим моментом. Ответ руководителей курсов, почему так и не получилось с внутренним проговариванием достаточно стандартен: «Вы мало делали те упражнения, которые мы Вам давали».

4. Не развив концентрацию внимания и, главным образом, ВООБРАЖЕНИЕ, ни о каком быстром чтении речи быть не может. Мы уже писали, почему можно не занимаясь скорочтением, а только раз в день прослушивать наш диск «ЭНЕРГИЯ МОЗГА», за месяц поднять скорость чтения в 2-3 раза.

5. СЕРЬЕЗНУЮ ЛИТЕРАТУРУ СЛЕДУЕТ ЧИТАТЬ МЕДЛЕННО.
Вот на последнем моменте мы и остановимся.
Напомним, что человек что-то понять и запомнить может только тогда, когда сможет это вообразить. Но если текст сложный, то воображение может и не успеть «обработать» информацию. И тогда никакое скорочтение не поможет.
Пора переходить к конкретному примеру. Для начала прочтите текст, который приведен ниже, в обычном режиме.
…В процессе развития земли появились особо сложные соединения, для которых была характерна огромная величина и сложность тех молекул, из которых это вещество состоит. Такие гигантские молекулы, в основе которых лежат атомы углерода в соединении с другими веществами, появились много лет назад при охлаждении поверхности.
Эти гигантские молекулы, с которыми советские ученые (академик А. И. Опарин) связывают происхождение земли, были названы коацерватами.

Их особенность заключалась в том, что они легко распадались на свои составные части, и что для поддержания их существования был необходим постоянный обмен веществ со средой: эти молекулы должны были получать приток новых веществ из среды, усваивать (ассимилировать) эти вещества и выделять (диссимилировать) продукты распада во внешнюю среду.

Таким образом, существование таких гигантских молекул было возможным лишь при условии постоянного обмена веществ со средой. Следует иметь в виду, что этот обмен веществ со средой вовсе не является пассивным процессом. Он осуществляется в процессе жизнедеятельности этих белковых молекул.
Так возникло живое существо, которое уже очень рано приняло характер клеток, иначе говоря, мельчайших организмов, существование которых поддерживалась постоянным обменном веществ с внешней средой.

Текст небольшой, да и не самый сложный. Это отрывок из книги выдающегося психолога А.Р.Лурии «Лекции по общей психологии».

Тем не менее, насколько Вы запомнили этот отрывок? Насколько Ваше внимание не уходило куда-нибудь при чтении? Естественно, требуется честный ответ, себя-то обманывать незачем.
А теперь попробуем прочесть этот отрывок по-другому.
…В процессе развития земли появились особо сложные соединения, для которых была характерна огромная величина и сложность тех молекул, из которых это вещество состоит. Такие гигантские молекулы, в основе которых лежат атомы углерода в соединении с другими веществами, появились много лет назад при охлаждении поверхности.
Эти гигантские молекулы, с которыми советские ученые (академик А. И. Опарин) связывают происхождение земли, были названы коацерватами.

Стоп! Понимаем, что ничего сложного, но нужно сделать паузу и дать возможность воображению обработать прочитанное.
Итак, сформируем образы. Я буду это делать по-своему, так что если Вы с этим не согласитесь, то будете правы. Каждый человек неповторим, неповторимо и его пространство образов.

Я представляю себе молекулу как набор больших шаров, причем такой, знаете, путанный, сложный. Этот набор достаточно огромен, что на его фоне теряется капля воды (простенькая молекула). Я вижу среди всех этих шаров некие центральные, главные шары, на которых написан символ «С» - обозначение углерода. И именно к этим шарам прилеплены остальные, с самыми разными надписями.

И представляю, что это сооружение находится в такой массе, кипяяще-бурлящей (однажды в таком виде показывали зарождение Земли в каком-то фильме), но там, где кипение прекращается и появляется лед.
Представляю, как одно такое сооружение держит в руке Опарин – старичок в академической шапочке, произносит при этом «Опа! Ринг!», и добавляет: «Во так Земля и появилась, коансерванты мои!». Я потом легко восстановлю, что это не консерванты, а коацерваты.

Конечно, написал я больше, чем занял сам абзац, но одно дело – я писал, а другое – все быстро представил.
Их особенность заключалась в том, что они легко распадались на свои составные части и что для поддержания их существования был необходим постоянный обмен веществ со средой: эти молекулы должны были получать приток новых веществ из среды, усваивать (ассимилировать) эти вещества и выделять (диссимилировать) продукты распада во внешнюю среду.

Таким образом, существование таких гигантских молекул было возможным лишь при условии постоянного обмена веществ со средой. Следует иметь в виду, что этот обмен веществ со средой вовсе не является пассивным процессом. Он осуществляется в процессе жизнедеятельности этих белковых молекул.

Теперь я представляю, как эти сооружения распадаются на части, как они отчаянно, чтобы не распасться, выхватывают извне новые шары, выбрасывают другие. Причем это происходит активно, то есть сооружение само выхватывает извне шары, само выбрасывает другие шары. При этом сооружение дышит.

Стоит просканировать все, что представил, объединить картины в один фильм, и просмотреть его еще раз.
Теперь я могу быть уверен, что вряд ли забуду этот маленький текст. Я перевел его в образы, в живую картинку. Более того, я могу на листке бумаги поместить ключевые слова для того, чтобы через какое-то время быстро повторить текст через пару дней.
И если придет экзамен, мне, в крайнем случае, понадобится только в этот листик посмотреть и все.

Можно было бы взять текст и подлиннее для большей убедительности. Или посложнее. Если будут на то пожелания читателей, я в следующий раз таким образом препарирую какой-нибудь юридический или экономический текст. Сегодня я не сделал это по той лишь причине, что не подобрал такого текста. Покопался в своих документах, все больше какие-то белорусские законы, а они не столь интересны всем, так как география подписки достаточно широка.

Правда, есть еще один текст, который именно так следует читать. Это правила дорожного движения. Вроде везде в СНГ они приблизительно одинаковы.

Но суть все равно такова – создай образы и тогда и поймешь, и запомнишь.
Вы можете спросить – а не слишком ли это сложно? Вернее, не усложняю ли я? Тем более, что так читать гораздо медленнее.
Да, медленнее. Зато в конечном итоге я прочту гораздо больше статей и книг, так как я буду их запоминать и мне гораздо проще далее будет читать все, что касается прочитанного, ведь информация хорошо связывается с уже известным. Плюс ко всему я не буду слишком много раз повторять ее, ведь образы гораздо проще запоминаются, нежели просто кучу раз прочитанные строки.
Есть один нюанс. Мы настолько привыкли читать традиционно, что такое чтение может вызвать протест. Протест подсознания. Подсознание очень инерционно, оно с трудом принимает новое.

Но после того, как таким образом будет переработано несколько текстов, Вы уже не сможете работать по-другому. Полезный метод перейдет в навык.

Вообще все, что поначалу идет с трудом – новые методы запоминания, новые методы конспектирования и тому подобное, важно начать применять на практике. Тогда и появится этот самый навык.

И все же быстрее читать мы обязаны. Информационный вал обязывает. И Вы можете читать быстрее. Но то, что я сейчас Вам посоветую, описывается такой аналогией.

Или вы, или у Вас есть знакомый автомобилист, который по трассе гонит со скоростью 120-130 километров и делает это вполне уверенно. И представьте себе, что рядом с ним в автомобиле находится человек, который все время призывает его ехать со скоростью 80 километров. Он время от времени сбрасывает скорость, но через непродолжительное время снова набирает привычную. Самое главное, что более медленная, нежели привычная езда, доставляет водителю известный психологический дискомфорт. Он привык ездить быстро.

И я призываю Вас «ездить» по тексту быстрее. Кстати, этот самый водитель, о котором шла речь, ведь не сразу стал ездить быстро. Давайте предположим, то и Вы сейчас находитесь в положении водителя, который пока ездит медленно. Но если мы сразу резко увеличим скорость, авария (в данном случае непонимание и неприятие текста) неизбежны. Надо подготовиться, потренироваться и постепенно, но довольно быстро увеличить скорость. И потом Вам уже сложно будет ездить медленнее.

Первый совет.  Не буду теоретизировать, просто начните читать книги как в нормальном положении, так и «вверх ногами». Достигните того, чтобы лёгкость чтения в обеих ситуациях была одинаковой. Это даёт прирост скорости раза в два.

Второй совет. Легкий в выполнении до чрезвычайности, эффективный невероятно, известный всем и применяемый крайне редка. Чтение с указкой. Вернее, с указочкой. Или просто водить пальцем по строкам.

Во время чтения наши глаза совершают массу хаотических движений. Можете провести такой эксперимент. Попросите кого-либо представить себе в метрах полутора окружность перед собой и «обвести» ее глазами. А затем попросите проследить за кончиком ручки, которой вы будете описывать окружность.

Разница настолько очевидна, траектория движения зрачков во втором случае настолько более плавная и менее хаотичная, что уже этого вполне бывает достаточно, чтобы человек начинал читать с указкой. А если добавить к этому, что постепенно скорость движения указки Вы можете повышать, то через какое-то время скорость чтения возрастет раза в три-четыре.
Попробовать и почувствовать разницу, во всяком случае, ничего не стоит.

Третий совет. Скачайте из Интернета программу «Метроном», а еще лучше при случае приобретите приборчик. Напомним, что метроном – это часовой механизм, который выдает равномерные колебания с регулируемой частотой. Разновидности – как механический, так и электронный. Лучшего прибора для повышения скорости чтения не придумать.

Итак, как с ним работать? Возьмите какую-нибудь книгу и начинайте читать, а частоту метронома установите примерно 80 ударов в минуту. И начинайте читать. Кстати, возможно, что 80 ударов – для Вас небольшая скорость. Увеличивайте. Постепенно, понемногу, и Вы заметите, что и скорость чтения начнет увеличиваться постепенно. Увеличивайте скорость дальше.

В какой-то момент увеличение скорости чтения при повышении частоты ударов прекратится. Более того, Вы заметите, что чтение пойдет таким образом – Вы читаете сами по себе, а метроном звучит сам по себе. Это означает, что Вы достигли своей предельной пока скорости.

«Отмотайте»  частоту назад немного. Найдите тот предел, на котором Вы еще нормально читаете, но уже быстрее. Заметьте, что нужно также следить и за тем, что вы понимаете текст. Что толку читать быстрее, если не понимаешь, о чем идет речь?
Итак, предел найден. Читайте при этой частоте некоторое время, пока достигнутая скорость не станет для Вас комфортной. Обычно это пару-тройку дней.

Самое интересное, что читать медленнее Вы уже не сможете.
Когда поймете, что уверенность в чтении при этой скорости уже пришла, повышайте частоту ударов метронома. Только не старайтесь прибавить сразу побольше, постепенность и еще раз постепенность. Штангист, который со 100 килограмм сразу начнет брать вес 200, обречен на неудачу.

И Вы достигнете очень приличной скорости чтения буквально за пару недель. Как показала практика, потерять достигнутую скорость практически невозможно. Разве что если не читать вообще несколько лет, но такой смелый эксперимент вряд ли имеет смысл. А читать на меньшей скорости будет достаточно дискомфортно.

Самое главное, что Вы можете тренироваться, так сказать, «не отходя от кассы», то есть совмещать чтение и тренировку. Читаете какой-нибудь роман, метроном себе тихо щелкает, скорость чтения повышается.
Интересно, что на очных занятиях, когда я включаю метроном и народ начинает читать, многие с удивлением обнаруживают, что могут читать на самом деле быстрее. Каждый по разному, но увеличивают скорость чтения на глазах абсолютно все. Само собой, что после этого агитировать читать под метроном не приходится.

Лично я в свое время просто приобрел такой маленький метрономчик, размером с пейджер, и включал всякий раз при чтении. И быстро увеличил скорость чтения. Недавно в Интернете я приобрел одну программку-тренажер для увеличения скорости чтения. Деньги небольшие, и единственное, что мне принесло удовлетворение, так это то, что я убедился, что даже самая высокая скорость программы-читалки медленнее моего чтения. Это не хвастовство, это приглашение достичь того же.

Самое главное, что Вы сможете совмещать тренировки и чтение.
Не думайте про скорочтение, просто много и нормально читайте!
Кстати, я беседовал со многими выдающимися людьми, интеллектуалами. Они все против скорочтения.
Присоединяйтесь к ним! А наши советы Вам в этом помогут.

Иван Полонейчик
Курс Ивана Полонейчика "Память. Интеллект. Успех"

Майнд машина - тренажер для мозга
Тренажёр для мозга



Подписаться

Бесплатные почтовые рассылки по саморазвитию.
Уже подписалось более 17 тысяч человек.