Как измеряют скорость чтения?

Как измеряют скорость чтения?

За основу большинства классификаций берется скорость чтения. Между тем читатели различаются как по скорости чтения, так и по уровню усвоения содержания прочитанного.

Мы считаем, что классификация читателей только по скорости нецелесообразна, так как не отражает восприятие читателем содержание прочитанного материала. Представляется более правильной классификация навыков сплошного разового чтения по скорости и уровню усвоения.

Известно, что любая программа обучения строится с учетом норм на ее усвоение. Значит, чтение как главный умственный труд во всех сферах образования и самообразования должен выражаться количественно и качественно с учетом соответствующей для каждой категории читателей научно обоснованных нормативов по всем показателям.

Чтение можно измерить не только скоростью, но и коэффициентом усвоения прочитанного, а также продуктивностью и нормированной продуктивностью чтения.

Скорость чтения - это объем прочитанного текста за единицу времени. Объем текста определяется в страницах, словах, слогах, знаках. Время измеряется в часах, минутах, секундах. Чаще всего единицей измерения скорости чтения служит количество слов в минуту или знаков в минуту. Чтение со скоростью до 300 слов в минуту (около 1900 знаков в минуту) считается обычным.

Свыше 300 слов в минуту - ускоренным.

Пределом сплошного чтения является скорость 700-800 слов в минуту (около 4460-5100 знаков в минуту).

Коэффициент усвоения - количество освоенного содержания текста. Он включает понимание и запоминание текста. Коэффициент усвоения измеряется в процентах или долях единицы и определяется как отношение усвоенного материала к общему содержанию, принимаемому за 100 % или единицу. В педагогической практике показателем хорошего усвоения считается коэффициент 0,7 или 70 %.

Продуктивность чтения - обобщенный количественно-качественный показатель навыков чтения, характеризующийся объемом усвоенного содержания текста за единицу времени. Продуктивность чтения определяется как произведение скорости чтения и коэффициента усвоения и измеряется количеством слов или знаков в минуту.

Нормированная продуктивность чтения - это продуктивность чтения конкретного читателя, приведенная в соответствие с установленным эталоном, нормой либо по коэффициенту усвоения, либо по скорости чтения. Смысл нормированной продуктивности в том, что у читателя вырабатывается умение выбирать рациональные способы работы с текстом.

Например, возникает необходимость мобилизации всей мыслительной деятельности при максимальной сосредоточенности и концентрации внимания. Либо нужна гибкость мышления при быстром переключении и распределении внимания и т.д.

Принимая за базовое значение коэффициент усвоения для сплошного чтения 70 % и скорость чтения 300 слов в минуту, получаем эталонное значение продуктивности чтения, по которому надо осуществлять нормирование, - 210 слов в минуту (около 1340 знаков в минуту). Следует заметить, что для выборочного чтения может быть введено нормирование исходя из решаемых задач.

Гибкость, или динамичность, чтения - это способность читателя изменять как скорость, так и коэффициент усвоения в зависимости от цели и вида чтения, а также от степени доступности содержания текста.

Динамичность чтения определяется как разница между максимальным и минимальным значениями показателей чтения. Эти значения гибкости чтения для каждого читателя относительно стабильны и достаточно полно характеризуют чтение различных видов текстов, а также все виды сплошного и выборочного чтения. После обучения динамическому чтению повышается не только продуктивность, но и улучшается гибкость чтения.

Что мы понимаем под динамическим чтением? Целенаправленное, высокопродуктивное, активное, гибкое и развивающееся чтение. А курс динамического чтения рассматриваем как психолого-педагогический практикум обучения такому чтению.

У каждого читателя имеются внутренние неиспользованные резервы. Как читатели мы должны стремиться достичь скорости свыше 300 слов в минуту и усваивать содержание текста с коэффициентом не ниже 70 %. Мы должны быть гибкими, динамичными и в зависимости от целей и видов чтения.

И чем больше эта гибкость, тем лучше. Обучение динамическому чтению позволяет за 1,5-2 месяца решить эти задачи. У читателя формируется сознательное отношение к чтению как к трудоемкому и сложному виду умственной деятельности, развиваются разнообразные читательские умения, обеспечивается двух-трехкратный рост продуктивности чтения, создается достаточно хорошая база для дальнейшего совершенствования читательских навыков. Девизом чтения становится: скоро и споро в динамическом развитии.

Майнд машина - тренажер для мозга
Тренажёр для мозга



Подписаться

Бесплатные почтовые рассылки по саморазвитию.
Уже подписалось более 17 тысяч человек.