Сколько раз мы ругали рекламу на телевидении, с досадой переключали волну любимой радиостанции при начале рекламного блока, или отмечали, что в информационном издании для информации остается с каждым днем все меньше места из-за бесчисленных объявлений. А мало кто из нас задумывался, какие деньги приходится платить рекламодателям для того, чтобы мы в очередной раз "с удовольствием" увидели или услышали их рекламное послание. На днях в мои руки попал прайс-лист одного из рекламных агентств нашего города. Да, друзья, скажу вам честно, теперь я понимаю, что организовать и профинансировать полноценную рекламную кампанию может себе позволить далеко не каждая местная фирма.
Давайте прикинем, сколько необходимо показать рекламных роликов и, по какому телевизионному каналу, чтобы их увидели потенциальные покупатели. Итак, минута эфирного времени на канале РТР, во время включения местных рекламных блоков, стоит 351 у.е. Наш ролик будут показывать, скажем, в 11:31 (после программы "Вести"), а также в 12:44 и в 19:54 (внутри сериала). Кстати, существуют и другие варианты размещения, но представим, что нашей фирме более всего подходит именно этот. Нашу минуту разобьем на три рекламных ролика по 20 секунд. По-моему, более чем достаточно. А вот теперь подумаем, сколько дней нужно выпускать в эфир нашу рекламу, чтобы ее увидели как можно больше потенциальных покупателей. Конечно, не день и не два. В теории рекламы существует такой закон Мерфи, который гласит, что при недостаточном объеме рекламных затрат их эффект, выражающийся в увеличении объема продаж, близок к нулю. То есть, проще говоря, дашь денег мало - не получишь вообще никакой отдачи. Это все, конечно, правильно, но с нашим скромным рекламным бюджетом придется все-таки обуздать свои амбиции. "Размахнемся" мы дней на семь. Итак, проведем подсчеты (ах, да, чуть не забыла, в прайсе есть приписочка - цена минуты рекламы в блоке указана без учета НДС (20%) и налога на рекламу (5%), но существует система скидок, и представим, что мы получим в агентстве 20% скидку).
Ну вот, смотрим, что получается (см. рисунок).
Кстати, мы не посчитали, сколько стоит изготовить сам рекламный ролик. Но здесь все индивидуально, как договоришься.
Конечно, есть фирмы, которые могут позволить себе рекламироваться на телевидении, но ведь одним ТВ не ограничишься. Есть еще и радио, и периодические печатные издания, и множество других не менее эффективных (в отдельных случаях) каналов коммуникации. Не стану утруждать читателя новыми подсчетами, просто приведу лишь некоторые цены на размещение рекламы.
Размещение логотипа на канале ОРТ: 24 у.е. за минуту утром и 48 у.е. вечером (без учета НДС и налога на рекламу); Бегущая строка на канале ТНТ: 16 руб. за слово, до 18:00 - 4.8 руб. слово. Эфирное время на НТВ: от 50 до 180 у.е. за минуту, в зависимости от времени выхода; Стоимость 1 секунды на канале СТС вечером - 50 рублей. Размещение логотипа на этом канале стоит недорого - всего 130-180 рублей, но минимальный прокат - 15 минут; Реклама на Русском радио обойдется Вам в 150-350 рублей за 30 секунд вещания.
Что же касается других рекламных посредников, то, скорее всего, их цены на услуги размещения Вашей рекламы в СМИ не будут во многом отличаться от вышеперечисленных. Рынок есть рынок. И никто не будет намеренно занижать ставки и работать себе в убыток. Осуждать за это рекламные агентства не стоит, даже только потому, что их "накрутка" обусловлена высокими ценами самих рекламораспространителей (СМИ). Взять, к примеру, местную прессу. Реклама в бесплатном еженедельнике "В каждый дом" обойдется Вам в 42 руб. за квадратный сантиметр площади плюс 150% от стоимости - дополнительная плата за "цветность" объявления. А реклама в местной вкладке "Комсомольской правды" - 40 руб. за кв.см. Казалось бы, это не очень дорого, но одним объявлением не обойдешься, а цена серии объявлений уже складывается в кругленькую сумму.
Но не все так плохо. Рекламный рынок в Краснодаре все-таки развивается, и сейчас в нашем городе с разной степенью успешности работают около 300 рекламных агентств. Не сомневаюсь, что среди них Вы обязательно найдете "свое" рекламное агентство, где соотношение "цена-качество" будет оптимальным.