
...Читать со скоростью
25000 слов в минуту...

Cкорочтение, развитие
памяти, изменение сознания, Mind maps, тренажеры для развития
души ...

Обучающие диски,
книги, программы, музыка, видео, курсы обучения.
Самые известные
книги по скорочтению, развитию памяти, психологии и бизнесу

Секреты памяти.
Как запомнить все,
что угодно раз и навсегда...

Мы видим звук...
Есть звуки, которых нет... Трудно ли быть богом?

Истории крылатых
фраз... Как познакомиться с девушкой... Быть ли тебе Эйнштейном...

Восрпиятие обмачниво! Тесты, логические игры, более 2000 иллюзий.
Огромная библиотека
книг по психологии, эзотерике, Нлп и гипнозу... |
 |
|
{name}
Предисловие к книге "Как запоминать слова"
Обычно написание слов подчиняется определенным
правилам. Но есть слова, к которым правил нет, и их надо просто запоминать.
В таких случаях педагоги советуют чаще их употреблять, выписывать
в специальный блокнотик, то есть многократно повторять, пока слова
не будут писаться автоматически.
Авторы предлагают простые и эффективные методы
запоминания словарных слов, прошедших многолетнюю апробацию в "Школе
эйдетики". Следует сделать оговорку, что в наш словарик, а следовательно
и в игры, включены отдельные слова, которые в строгом смысле слова
не являются словарными, например, написание которых связано с этимологией,
но в которых школьники часто допускают ошибки, а объяснение их правильного
написания представляется затруднительным, поскольку требует специальной
подготовки учителя и наличия определенной базы знаний у ученика.
Книга построена так, чтобы ученик смог самостоятельно
освоить предлагаемые методы. Примеры подробно, как бы изнутри, иллюстрируют
технологию выполнения заданий. Диктанты на слова из предыдущих игр
позволяют оценить, как ученик усвоил данную методику. Попробовав разные
способы запоминания словарных слов - через рисунок, созвучия, через
их комбинирование, ученик сможет выбрать себе наиболее подходящий.
В каждом случае при запоминании словарных слов - приоритет за ведущей
модальностью учеников ("визуалы" или "аудиалы"); другая причина состоит
в сложности представления слова через образ. Как известно, есть слова,
которые легко нарисовать или подобрать к ним созвучия, а есть такие,
над которыми попотели и авторы, и художник. К каждой игре даны подсказки,
позволяющие в любом случае выполнить задание и таким способом усвоить
правильное написание слов.
Метод графических ассоциаций больше других
нравится детям. При запоминании написания словарного слова надо сделать
рисунок, обозначающий само слово и обыграть в нем запоминаемую букву.
Она может быть большая или маленькая, печатная или письменная, любого
шрифта. Если взять, например, слово Магнит, то на картинке должны
быть и сам магнит, и буква "А". Эта картинка хорошо запоминается и
легко вспоминается. Не стоит бояться, что каждый раз придется повторять
этот путь; сначала вспомнить картинку, затем определить зашифрованную
в ней букву и лишь затем правильно написать словарное слово. Со временем
навык сокращается, свертывается и нужное слово само припоминается
и пишется правильно, без промежуточного вспоминания картинки.
Недостатком метода можно считать возникновение
установки на запоминание всех слов именно таким образом. Глаза как
бы привыкают искать в рисунке букву. Апробация показала, что установка
на "рисование глазами" быстро формируется, и ее легкость может спровоцировать
учеников запоминать правописание слов таким способом даже тогда, когда
есть четкое правило, определяющее написание нужной буквы. В таких
случаях учителю русского языка достаточно несколько раз обратить внимание
на эти случаи, и дети начнут писать "правильные" слова по своим правилам,
а словарные слова - по своим.
В игре 14 дается задание на запоминание слов
с одной непроверяемой буквой. Ошибки в этой игре бывают, из-за нечетко
выраженной в рисунке буквы; она как бы есть, но при вспоминании "теряется".
В этих случаях рекомендуется еще раз вернуться к игре 11, в которой
делается акцент на выделение буквы в нарисованном предмете. В игре
16с двумя и в игре 18 стремя непроверяемыми буквами
сложнее придумать рисунок, так как в одном предмете надо найти сразу
несколько воображаемых букв
. Игры 1-10 облегчают эту задачу, поскольку
в них происходит ассоциативный тренинг, развитие фантазии и образного
мышления. Придумать, на что похожи буквы, найти их в разных ситуациях,
трансформировать предмет сразу в несколько букв - это упражнения,
подводя щие к тому, как лучше и необычнее запомнить словарное слово
через рисунок. В играх 16,18 приходится делать акцент на последовательности
рисунков к буквам, чтобы при вспоминании не перепутать их порядок.
Следующий метод - звуковые (фонетические)
ассоциации - предпочтителен в тех случаях, когда фраза из созвучия
и словарного слова особенно удачна. Например, слово завтрак. Созвучное
ему слово РАК. Если эти два слова соединить в одной фразе, то получится:
"На завтрак РАКи". Так легче запомнить, чем в случае, когда мы обыгрывали
запоминаемую букву "А" через рисунок. А придуманная фраза и хорошо
звучит, и хорошо представляется (игра 26). o ЗАВТРАК на завтрак РАКи
Привычка к запоминанию буквы через рисунок может привести к тому,
что при вспоминании ученик сначала будет искать в картинке графическое
выражение бук вы, а лишь затем вспоминать звуковую ассоциацию. Здесь
явный перенос опыта из предыдущего метода. С практикой эта проблема
исчезает.
Случается, что к разным словарным словам подбирается
одно и то же созвучие. Например: вчера и чердак. Созвучное им слово
- ЧЕРти. Получилось: "Вчера ЧЕРти плясали" И "ЧЕРти на чердаке". В
таких случаях удобно соединить слова в одну фразу или картинки к ним
нарисовать рядом. В противном случае при вспоминании можно запутаться.
o ЧЕРДАК ЧЕРти на чердаке При подборе созвучий к словам с двумя и
более непроверяемыми буквами получается нагромождение фраз, в которых
легко запутаться, что является недостатком данного способа. В этом
случае рекомендуется воспользоваться комбинированным методом.
Комбинированный метод - это использование
при запоминании словарного слова и графи- ческих, и фонетических ассоциаций
одновременно, в том случае, если в этом слове содержится не- сколько
непроверяе- мых букв. Например для слова майонез подобрано созвучие
к первому слогу - МАЙ- ка. А вторую непроверяемую букву "О" легче
нарисовать в виде пятна на майке. Получилось: "МАЙка испачкана майоне
зом" + О_.
Психологи утверждают, что информация, подкрепленная
эмоциями, фиксируется в памяти лучше. И чем больше ученики при придумывании
сюжета картинок используют опыт, подкрепленный яркими воспоминаниями,
тем лучше будет результат. Поэтому в игре 28 акцент сделан на выборе
картинок к словарному слову с учетом настроения, воспоминаний, характера.
Выполнение задания будет способствовать более точному выражению учениками
своих мыслей и переживаний в придуманных ими ассоциациях. Это также
поможет ученикам быстрее уйти от групповых стереотипов, которые выявляются
при выполнении первых же заданий и которые тормозят развитие фантазии
и образного мышления. В игре 29 подобраны такие словарные слова, которые
вызывают у некоторых учеников неприятные переживания, скуку, нежелание
их запоминать. Однако практической психологией накоплен большой опыт
того, как уходить от таких переживаний. Дети учатся использовать свое
воображение для трансформации представлений. Как неприятные картинки
превратить в приятные, смешные; как изменить свое настроение и самочувствие
- этому посвящена игра.
Мы надеемся, что эта книга будет полезной
и интересной, что она поможет ученикам полюбить уроки русского языка,
на которых сообщение о предстоящем диктанте не вызовет стресса. В
третьей части книги ("ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ В КАРТИНКАХ") содержится
более 700 словарных слов вместе с подобранными к ним ассоциациями.
Дети и взрослые могут воспользоваться ими для успешного запоминания
или придумать свои. Надеемся, что после этой книги ошибок в словарных
словах наши ученики будут делать меньше.
Как запоминать слова
|
|