Курила восемь лет, причем по многу (от полпачки до полной в день). Утро любого дня начиналось с сигареты и только потом уже ванна, кофе и снова сигарета... Но ведь бросила! Страшна не ломка, страшно ломать стререотипы.
А ведь у меня есть рассказ на эту тему!

Сейчас сами все узнаете!
Последняя сигарета.
Ровно год назад я бросила курить, причем два года назад я бы только покрутила пальчиком у виска, скажи мне кто-нибудь тогда об этом. Мда-а-а… мой стаж курильщика 8 лет и НЕ курила я лишь когда родила сына, но и тогда в голове четко обозначилась установка – я не бросаю курить, а только делаю перерыв. И все же хорошо уже то, что если до беременности пачки сигарет хватало на день, то после – на два.
Многие знакомые сознательно пытались как-то сократить суточную «норму» никотина, переходили на более легкие сигареты, мечтали бросить курить, а я продолжала посмеиваться: «Давайте, давайте, вот уж никогда не пыталась, да и не собираюсь этого делать». Не хочу сказать, что идея жизни без сигарет вызывала такое ироничное отношение, просто сами люди давали повод для иронии, а то и сарказма. Представьте, что вчера коллега твердо заявлял о намерении бросить курить, я смотрела сперва с недоверием, видела решимость в его глазах и понемногу начинала верить, а если кто-нибудь кидал пробный камень: «Пойдемте покурим?», то сама начинала убеждать: «Что вы, он же бросил!»; но прошло вчера, прошло сегодня, а завтра в перерыве я увижу его в курилке, он засмеется: «Сорвался…», и расскажет, как год назад также бросал, но начались предпраздничные дни, дикая напряженка, ты же знаешь, вот и не удержался. А вот два года назад он продержался почти четыре месяца и все бы получилось, если б только теща с тестем из себя вывели. Я пожму плечами и мы закурим по второй. Естественно, в следующий раз, когда кто-нибудь скажет, что бросает курить, я для экономии времени пожму плечами сразу.
Впрочем, иногда возникала мысль, что неплохо бы изжить уже слегка надоевшую привычку, но зачем… почти все твои друзья курят, на работе лишняя сигарета отличный повод для нерегламентированного перерыва, если ты нервничаешь та же сигарета неплохо отвлечет (а не успокоит, как принято считать!), к тому же отсутствие зажигалки существенно помогает начать разговор или завязать знакомство (помните в фильме «Самая обаятельная и привлекательная» эпизод, где Сусанна, сидя в кафе с главной героиней, закуривает). И все же мысли посещали.
Однажды я вдруг осознала, что стесняюсь курить на улицы, вернее, начала испытывать легкое смущение, доставая очередную сигарету. Потом смущение переросло в дискомфорт - с тлеющей сигаретой в руках сама для себя я ассоциировалась с подростком-нигилистом, пытающимся что-то доказать этому миру: «Смотрите все, я могу дымить как паровоз и мне за это ничего не будет!» Это маняще-сладкое «ничего не будет», влекущее балансировать на грани и создающее иллюзию крутизны. А в действительности я оставалась закомплексованным человечком, желающим хоть как-то восполнить неуверенность в себе, пусть и ценой собственного здоровья, пусть и ценой собственного облика (курящая девушка довольно вульгарное зрелище, но ведь я настолько крута, что меня не интересует чужое мнение), пусть и ценой собственной глупости.
Как всегда, самое сложное было сделать первый шаг. Долгое время я колебалась, на одной чашечке весов балансировало желание больше не курить, на другой – страх, что не выдержу, что это окажется непосильной задачей. Я даже ни с кем не делилась своими мыслями, до того мне не хотелось становиться на одну доску с теми, кто много раз пытался бросить. Но вот свершилось!.. О своем решение я рассказала только коллеге по работе, с которой на следующий день мы уезжали на выходные погостить у нее на даче. Как-то продержалась вечер, а на следующее утро мы уехали. Конечно же смена обстановки существенно облегчала задачу. Я отдыхала, гуляла, чем-то занималась, не испытывая особого напряжения. Да, было некоторое неудобство, но не слишком сильное, на уровне мельтешения. Но пришло время возвращаться в родные пенаты и тут началось.
Вдруг выяснилось, что мои голова и тело живут совершенно отдельно друг от друга. И более того, голова разделилась на две половинки, которые явно не собирались договариваться между собой. За несколько прошедших дней одна половинка мозга стала перенастраиваться и привыкать к новому образу жизни, а вот вторая не просто не собиралась этого делать, но и ежечасно, ежеминутно бунтовала. В этой половинке не укладывалась сама мысль о невозможности выкурить сигарету. То, что еще два дня назад было таким естественным в своей привычности действием, теперь стало табу. Но как одна часть мозга содрогалась от возмущения и негодования, так первую трясло от необходимости постоянного контроля каждого поступка, слова и мысли, особенно каждой мысли. Я и представить не могла, насколько курение вросло в мое существо, по сути, я была добровольным рабом, вернее рабыней.
Проснувшись, сразу поймала себя на том, что иду не в ванную, а туда где раньше стояла пепельница. «Не-е-ет, мы бросили курить,» - сказала первая половинка мозга телу и другой половинке. «Умылась, а теперь покурить,» - раздалось из второй. Первая смолчала и направила тело на кухню. «И покурить,» - снова сказала вторая половинка, как только была выпита утренняя чашка ароматного кофе. «Завтракать и краситься,» - раздраженно отрезала первая. «И покурить,» - парировала вторая. «Шизофрения отдыхает,» - вздохнула я и пошла на работу, а руки сами стали искать в карманах зажигалку. Раздражение же продолжало расти в арифметической прогрессии.
Примерно так развернулась внутренняя борьба с организмом, а с внешней средой проходил настоящий психологический треннинг. В курящем коллективе о намерении бросить курить возможно умалчивать лишь до первого перерыва. И вот представь, весь обычный состав встал из-за столов, оживленные, предвкушающие легкость 15-минутного общения, а ты продолжаешь сидеть за своим компьютером. «Я вот бросаю…» - «Молодец, умничка, мне бы тоже надо,» - раздастся со всех сторон и веселой гурьбою коллеги потянутся к двери, оставив тебя одного. Потом кто-нибудь заглянет в отдел, чтобы позвать на следующий перекур, но ты снова откажешься. К середине рабочего дня возникает ощущение выброшенности из потока. Жизнь течет своим чередом и только ты остался на обочине.
Количество общения оказалось прямо пропорционально количеству выкуренных сигарет. Парадоксально, но факт, в действительности мы настолько зажаты нелепыми условностями, стереотипами самими же и созданными, что обыкновенный разговор становится невероятно трудным. Но человеческому разуму необходимо общение и тогда мы придумываем предлог, чтобы хоть как-то обогнуть границы, а самый простой – предложение совместного перекура. В конце концов, если не найдется что сказать, можно промолчать, все равно руки заняты сигаретой. Вот так и получается, что количество выкуренных сигарет, прямо пропорционально количеству общения и обратно пропорционально его качеству. Создался естественный фильтр и, честно говоря, было очень интересно наблюдать за его работой. Всего через пару дней случайные собеседники исчезли, причем среди них оказались двое людей, которых я считала приятелями. Зато четко обозначились те, с кем общение строилось на искреннем интересе друг к другу.
Постепенно, день за днем тело и мозг привыкли к новому ритму жизни. Все рассортировалось, распределилось внутри и снаружи. Уже перестало казаться, что все вокруг только и делают, что курят. Я совершенно спокойно могла находится рядом с курящими людьми и радоваться тому, что больше меня не волнует – кончились сигареты или пора бежать в магазин и успею ли я покурить до окончания перерыва. В итоге процесс отвыкания получился не столь тяжелым и болезненным. Главное – не концентрироваться на мелких трудностях и не упускать из вида цель. А цель ты знаешь.
И еще… Каждый человек мечтает обрести свободу, не зависеть от внешних обстоятельств, внутренних комплексов, каких-то условностей. Я приблизилась к своей свободе еще на один шаг.