Здравствуйте, Владимир Никонов!
С самого начала я хотел бы поблагодарить Вас за перевод книг по фоточтению, который выполнен грамотно и качественно, о чем могу судить как человек, имеющий прямое отношение к английскому языку.
Я заинтересовался книгами П.Шелли, уже имея навыки скорочтения, так как в течение года прошел два заочных курса по скорочтению, развитию памяти, мнемотехнике. Действительно, насколько это возможно для человека с IQ чуть выше среднего, овладел навыками этих курсов:
1. Варьирование скорости чтения в зависимости от сложности и необходимой степени усвоения материала 2. Распределение материалов для чтения по категориям важности 3. Выбор стратегии чтения (ознакомительная, поисковая, выборочная, подробная) для чтения любых материалов 4. Выработка уверенность в усвоении материала 5. Расширение поля восприятия, т.е. за одно бросание взгляда усваивается большее количество информации 6. Подавление артикуляции 7. Структуризация текстов в процессе или после завершения чтения (что-то похожее на карты памяти) 8. Выявление главного, второстепенного и ненужного
В настоящее время читаю со скоростью прмерно 1700 знаков в минуту при усвоении материала средней сложности около 75%, как и было обещано. Всего этого я добивался в течение практически одного года длительным выполнением упражнений и занимался практически каждый день час-полтора, благо была такая возможность.
Фоточтение меня привлекло тем, что, если для приобретения навыков скорочтения необходимо было напрягаться, то здесь предлагают расслабиться и как говорится получить удовольствие. Фоточтением занимаюсь уже около двух месяцев. За это время проработал около 30 текстов различной сложности и тематики и у меня появились мысли, сходные с Вашими относительно существования самого понятия фоточтение. За два месяца работы удалось достигнуть «эффекта мандарина», «третьей страницы»; с помощью медитаций и ралаксаций удалось добиться состояния, более или менее похожего на «альфа состояние», однако, меня смущают некоторые обстоятельства:
1. Необходимость самого процесса фоточтения, т.е. когда человек в альфа-состоянии перелистывает страницы. Считается, что информация напрямую поступает в подсознание, но я не чувствую как таковой обратной связи между подсознанием и разумом при последующем суперчтении и скорочтении. Процесс нахождения ответов на поставленные в процессе активации вопросы я отношу скорее к последующему осознанному суперчтению и скорочтению. Возможно, подсознание и посылает какие-либо сигналы, но я их не могу уловить. Возможно, то, что я считаю, что осознанно нахожу ответы на вопросы, это и есть бессознательная работа подсознания. Как Вы думаете? 2. Человек просматривает-перелистывает книгу за все время целых семь раз: обзор книги, выявление слов-триггеров, постпросмотр, сам процесс фоточтения, в процессе активации при постановке вопросов, суперчтении, скорочтении. Пролистав любую книгу 7 !!! раз любой человек в общем ознакомиться с ее содержанием, выяснит основные рассматриваемые темы, имена главных героев и действующих лиц. Спрашивается, причем тут 5 этапов фоточтения, если пролистав любую книгу 7 раз ты будешь знать столько же? Я пробовал просто 7 раз перелистать книгу (меня это заняло около часа времени). Процент усвоения у меня получился такой же, как и при прохождении всех 5 этапов фоточтения, на которые я потратил около 3,5 часов и гораздо больше усилий. 3. После прохождения всех этапов фоточтения можно получить только поверхностные общие ответы на вопросы и общее представление о тематике текста. Поэтому П. Шелли говорит, что только 7-12% процентов текста информативны, а остальное неважно. Просто человек после прохождения стадий фоточтения не способен воспринять больше. На самом деле любые тексты гораздо более информативны. Для проверки контроля усвоения материала в школах скорочтения предлагают текст объемом 5-6 тысяч знаков, к которому предлагают около 40 вопросов к основным и второстепенным мыслям текса. Вот где настоящая проверка усвоения – прочитать текст со скоростью 1 700 знаков в минуту с 75% усвоения. Никакое фоточтение этого не даст.
Настоящую проверку фоточтению можно сделать только одним образом. Взять совершенно незнакомый материал, например словарь, и выполнить третью стадию – непосредственно фоточтение. То есть нужно сформулировать цель, войти в определенное состояния для чтения, альфа-состояние, войти в состояние фотофокуса, приступить к самому процессу фоточтения, контролируя свое состояние с помощью глубокого дыхания и произнося речитатив, и завершить чтение положительными утверждениями. Первые две стадии – подготовка и предпросмотр – не нужны. Как нам советуют, подождать 15-20 минут, в идеале ночь и начать активацию. Например, задать себя невинный вопрос- какое слово находится на странице такой-то в таком-то ряду? Не следует сразу же ждать ответов – подождите несколько минут или часов. Если эта информация хоть когда-либо (через несколько секунд, минут, часов, дней, лет) всплывет из памяти, то есть если действительно «Вся фотопрочитанная информация сохраняется в подсознательной памяти и доступна мне в любое время», то значит фоточтение, как понятие и как наука существует. Если эта информация из подсознания не поступит, значит уважаемый П. Шелли большой врун, а его книги не стоят и выеденного яйца. Например, я получаю второе высшее образование по специальности юриспруденция. Через полгода ГОСы. Я фоточитал уголовный кодекс РФ и поставил перед собой цель – знать содержание всех статей УК по их номерам и наоборот. Для апробации мозга спросил себя – Что написано в ст. 112 УК РФ? Жду от подсознания ответа до сих пор. Где гарантия, что данная информация всплывет когда мне будет надо? Вот то то же!
С уважением, Олег Доленков
|