Размышлял о том как работает наша память и понял, что работает она отлично. К примеру, вспомните сейчас дорогу от своего дома до дома своих друзей. Легко, неправда ли! Можно мысленно гулять по всему городу, заходить в дома, гулять по комнатам и все помнить. А ведь этому нас никто не учил. Мы не зубрили маршруты в городе и расположения предметов, не повторяли их по десять раз, не читали учебники как все это запоминать. Оно все само собой запомнилось!
Память работает отлично. Вопрос только, почему мы не запоминаем тексты, номера телефонов, имена...?
У меня есть идея на этот счет: наша память работает и запоминает все автоматически в 4-х мерном пространстве. Вот мы идем по улице, смотрим по сторонам, видим трехмерные объекты, время течет, запись в память идет сама собой. Кроме этой трехмерности все объекты связаны друг с другом. Крыша на доме, асфальт на земле, листья на дереве...
Кажется, что эти связи - мелочь, ну и что, что асфальт на земле, листья на дереве, а цветы в вазе, но наш мозг все эти связи запоминает автоматически и учитывает, когда принимает решение, как опознать тот или иной объект.
Кроме этого каждый увиденный нами предмет, перед тем как быть осознанным, разбирается на множество деталек как пазл и эти детальки отдельно поступают в мозг и там потом заново собираются по связям. Это не я придумал, а ученые выяснили, просто мозг делает это очень быстро и мы просто этого не замечаем.
А теперь рассмотрим запоминание текста. Текст существует в двух измерениях (а может быть, даже и в одном) и связей в нем, как в окружающем нас мире, нет. Итак: объема нет, связей нет. Не удивительно, что запоминать бессвязную информацию, существующую в 2-х измерениях, труднее.
Например, как запомнить, да хотя бы прочесть следующий текст, отрывок из диссертации одной: "Пресуппозиция определяется как предшествующий контекст, предшествующее знание, или как контекст, в котором происходит определение значения сущности... при описании семантики аффиксальных морфем мы исходим из утверждения, что каждая морфема используется для кодирования того или иного значения в некотором контексте, отражающем некую локальную "модель мира" или здравый смысл "говорящего", отображаемого в "слушающем".
Большинство слов в примере существуют только в двух измерениях и не имеют образов (3-го измерения), мы не можем представить слова пресуппозиция, морфема, семантика. И кроме всего прочего у них нет трехмерных связей, как в окружающем мире. Поэтому данный отрывок и не запомнишь просто так с ходу.
Для запоминания текстовой информации ее нужно развернуть из двухмерного пространства в четырехмерное и создать связи между запоминаемыми объектами.
Пример разворачивания информации из двухмерного пространства в четырехмерное - просмотр фильма на dvd. Фильм хранится на dvd диске в двухмерном пространстве. Плеер, телевизор и наш мозг разворачивает запись из 2-х мерного пространства в 4-х мерное.
Подумайте над этим.
Именно такое разворачивание нужно делать при чтении текстов, чтобы их запоминать.
---
Что вы думаете насчет такого подхода к описанию работы памяти?
|