Часовой пояс: UTC + 3 часа




Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 3 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Психическая деятельность во сне
СообщениеДобавлено: Вт янв 23, 2007 
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт июл 28, 2005
Сообщения: 304
Откуда: Екатеринбург
ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО СНЕ
(по книге А.М.Вейн Нарушения сна и бодрствования МОСКВА «МЕДИЦИНА» 1974

Сновидения, как правило, носят зрительный характер. По данным многих исследователей, 60 % снов развертывается преимущественно в зрительной сфере. Сновидения с преобладанием слуховых и осязательных компонентов встречаются значительно реже, а с обонятельными — особенно редко.
Современное состояние учения о психической деятельности во сне, как и современное представление о физиологии сна, берет начало с открытия феномена быстрого сна. Уже Aserinsky и Kleitman (1955) отметили, что при пробуждении от быстрого сна спящие отчитываются о сновидениях. Таким образом, было показано, что каждый человек регулярно видит сновидения 3—4 раза в любую ночь, и отрицание сновидений при утреннем пробуждении объясняется их забыванием в связи с тем, что после быстрого сна среди ночи субъекты, как правило, не просыпаются. В дальнейшем психическая активность в быстром и медленном сне подверглась детальному изучению.

Сон и память. Из житейского опыта известно, что сон, наступивший после заучивания материала, благоприятствует его запоминанию. Уже школьники знают, что стихотворение, заученное перед сном, легко вспоминается при утреннем пробуждении.
Jenkins и Dallenbach (1924), van Ormer (1933), и др. показали, что если после заучивания материала следуют 8 часов сна, то воспроизведение бывает более полным, чем если заучивание предшествует восьмичасовому бодрствованию. Особенно улучшается после сна воспроизведение бессмысленного материала, для которого особенно важна функция памяти как таковая, без влияния эмоционально-смысловых ассоциаций. При пробуждениях среди ночи через каждые 2 часа кривая забывания менее крута, чем при отчетах через аналогичные промежутки времени в течение дня. Возможно, одной из причин такого улучшенного воспроизведения после сна является отсутствие во время сна интерференции полученной информации с какой-то другой информацией, поступление которой неизбежно во время бодрствования. Однако нельзя было исключить и активной роли отдельных фаз сна в улучшении воспроизведения. Данные по этому вопросу, полученные в последние несколько лет, неоднородны. В одном из первых сообщений (Portnoff et al., 1966) сделан вывод, что консолидация заученного материала блокируется медленным сном, и воспроизведение возможно лишь тогда, когда после заучивания и перед медленным сном есть некоторый период бодрствования. Однако дальнейшие исследования (Ekstrand, 1967, и др.) показали, что после первой половины ночи (когда преобладает глубокий медленный сон) заученный материал воспроизводится лучше, чем после второй половины (когда преобладает быстрый и почти отсутствует глубокий медленный сон). Авторы делают вывод, что хорошая представленность медленноволнового сна является фактором, благоприятным для последующего воспроизведения бессмысленного вербального материала.
Вопрос о значении быстрого сна для запоминания остается в высшей степени спорным. Г. А. Манов (1972) показал, что воспроизведение заученного материала резко уменьшается при отчете после второго периода быстрого сна по сравнению с отчетом непосредственно перед этим периодом (т. е. после медленноволнового сна). На первый взгляд, это объяснялось довольно просто.
Можно было предположить, что сновидения, возникающие в период быстрого сна, вступают в интерферирующие взаимоотношения с заученным материалом. Однако дальнейшие исследования поставили этот вывод под сомнение. По данным того же автора, во вторую половину ночи, когда медленноволнового сна мало, а быстрый сон преобладает, потеря заученного материала не так велика, как можно было ожидать на основании предшествующих экспериментов. Это означало, что во вторую половину ночи имеют место факторы, препятствующие потере заученного материала. Отмечено усиление интенсивности БДГ в третьем и четвертом периодах быстрого сна. Различными авторами было высказано предположение, что для заучивания материала быстрый сон является более важным, чем медленный.
Существует несколько принципиальных подходов к объяснению таких противоречий. Во-первых, следует различать условия запоминания материала с разной степенью значимости. Может быть, в запоминании биологически значимого материала быстрый сон действительно играет большую роль, чем в запоминании бессмысленного вербального материала. Недавние исследования Greenberg и соавторов (1971) показали, что в стрессовой ситуации при лишении быстрого сна происходит активная «амнезия» эмоционально неприятной информации по типу ее вытеснения из сознания, и, следовательно, быстрый сон способствует такой адаптации к этой информации, при которой она может сохраняться в сознании. Если быстрый сон действительно выполняет функцию адаптации личности к конфликтной информации, он необходим для запоминания любого материала, ибо неадаптированная конфликтная информация должна препятствовать усвоению всякой другой информации. Можно предположить, что быстрый сон оказывает на запоминание двоякое, разнонаправленное воздействие. С одной стороны, сновидения осуществляют адаптацию к конфликтной, неприемлемой информации, снимая тем самым ее интерферирующее действие на заученный материал, с другой — сами образы, возникающие в сновидениях, могут интерферировать с заученным материалом. В первых циклах сна основная функция сновидений еще не успевает осуществиться, тогда как образный строй сновидений во втором периоде быстрого сна, как правило, сформирован. Может быть, поэтому при отчетах после быстрого сна в первый период ночи потеря заученного материала относительно выше, чем во второй.
Кроме такого преимущественно психологического объяснения, возможно и физиологическое (Л. П. Латаш, Г. А. Манов). Между начальными и конечными периодами быстрого сна существуют различия в представленности фазических компонентов (их больше во вторую половину ночи), с чем и может быть связана их различная функциональная значимость. Оба эти объяснения по существу дополняют друг друга.
Хотя сон способствует запоминанию, ряд происходящих во время сна событий как психологического, так и физического характера амнезируется. Обычно забываются сновидения, после которых происходят кратковременные пробуждения среди ночи. Могут забываться и целенаправленные действия (например, субъект может забыть, что он вставал для того, чтобы пойти в туалет, отвечал на вопросы и т. д.). Одна из причин такой амнезии— недостаточный уровень бодрствования в момент совершаемых действий.
Физиологическое значение амнезии в период сна представляется достаточно ясным. Сон способствует закреплению материала, который должен быть заучен в силу необходимости и эмоционального настроя. Но одновременно сон не должен способствовать закреплению незначимого, случайного материала; наоборот, он должен обеспечивать освобождение аппаратов памяти от такого материала (устранение информационной перегрузки).

Обучение во сне. Еще относительно недавно увлекались гипнопедией (обучение во сне). Тогда казалось, что найдены мощные резервы повышения эффективности обучения за счет введения информации непосредственно во время сна. До использования метода объективной полиграфической регистрации ночного сна сообщения о результатах гипнопедии были неопределенными: одним авторам удавалось получить положительные результаты, другим — нет. Было замечено, что успех во многом зависит от готовности исследуемых подвергнуться такому обучению. Вставал вопрос и о гигиенической стороне этого метода: в какой степени безвредно введение информации в течение многих ночей подряд? Использование полиграфии дало ответ на эти вопросы. Было показано, что обучение в истинном смысле слова (т. е. способность к воспроизведению в бодрствовании материала, заученного во сне) возможно только в том случае, если во время обучения на ЭЭГ регистрируется альфа-ритм, т. е. только в самых поверхностных стадиях сна, во время дремоты, когда нерегулярные медленные и быстрые ритмы обязательно чередуются с альфа-ритмом. Такие периоды могут возникать и среди ночи, причем если исследуемый настроен на обучение, поверхностные стадии сна могут быть увеличены. Итак, в случаях успешной гипнопедии речь идет об обучении не во сне, а в бодрствовании и дремоте, т.е. чем глубже и физиологичнее сон, тем меньше возможности для гипнопедии. Это вполне объяснимо, если считать, что одной из основных задач сна является обработка информации, полученной за время бодрствования.
В тех случаях, когда субъект настроен на обучение и получает инструкцию перед сном, обучение осуществляется легче, но главным образом за счет того, что сон становится более поверхностным и прерывается пробуждениями. Это значит, что систематическое введение информации во время сна нельзя признать полезным в связи с необходимостью физиологического сна, в частности для самого запоминания.

Восприятие во сне. С проблемой обучения тесно связан вопрос о восприятии в период сна и о пороге пробуждения при действии внешних стимулов в разных стадиях сна.
Реакция мозга на стимулы всех модальностей в виде вызванного ответа может быть получена практически в любой стадии медленного сна, несмотря на более или менее выраженный блок афферентации в латеральном коленчатом теле и других структурах. Это значит, что стимул достигает проекционных зон коры. В то же время показано, что порог пробуждения в целом возрастает при углублении сна от дремоты до медленноволнового сна и максимален в стадии Е медленного сна. Однако это относится к стимулам, не имеющим мотивационной значимости. Если же стимул имеет такую значимость, порог пробуждения снижается. В этом заключается, по мнению Piaget, «реальный парадокс», ибо, с одной стороны, мозговая деятельность во время сна организована таким образом, чтобы восприятие внешней информации было минимальным, с другой — оценка этой информации на значимость все же сохраняется. Возможно, существуют специальные, биологически обусловленные механизмы для такого анализа. Что касается быстрого сна, то порог пробуждения в нем довольно высокий, во время сновидений в среднем такой же, как в глубоких стадиях медленного сна (Jovanovic, 1971), но роль мотивационной значимости стимула еще более возрастает (Castaldo, Holzman, 1967; Hess, 1967). Если реакцию на внешние стимулы устанавливают по моторным ответам, которые дает исследуемый в случае восприятия стимула, то отсутствие моторных ответов в быстром сне нередко объясняется тем, что внешние стимулы включаются в содержание сновидений и трансформируются таким образом, что утрачивают свое сигнальное значение (Dement, Wol-pert, 1958; Okuma et al., 1966). В других случаях исследуемый видит в сновидении, что он уже совершил необходимый моторный акт, и поэтому его реальное осуществление не наступает. Это в какой-то степени перекликается с представлениями Freud, согласно которым одной из задач сновидения является охрана сна, поэтому все мешающие, потенциально пробуждающие раздражители включаются в картину сновидений, утрачивая свое пробуждающее значение (разумеется, если их биологическая значимость не слишком велика). Трансформация внешних стимулов, причем довольно сложная, показана Oswald (1969). Так, когда в период быстрого сна рядом произносили имя «Роберт», исследуемый видел в сновидении кролика («кролик» по-английски звучит почти как «Роберт»).
Для объяснения высокого порога пробуждения в ФБС предложена гипотеза, согласно которой во время быстрого сна имеет место так называемое бодрствование, направленное внутрь, т.е. сновидящий сконцентрирован на образах сновидений и связанных с ними переживаниях, чем и объясняется снижение реакции на внешние стимулы. В настоящее время эта гипотеза окончательно не доказана, и для ее проверки необходимо сопоставить пороги пробуждения при сновидениях различной яркости. Но необходимо иметь в виду, что некоторые очень яркие сновидения с отрицательной эмоциональной окраской сами ведут к пробуждениям.

Психофизиологические соотношения в быстром сне. Получено много доказательств связи между физиологическими проявлениями ФБС и сновидениями. Так, воспоминания о сновидениях вдвое чаще при пробуждении в конце ночи, чем в начале, что сочетается с увеличением к концу ночи представленности этой фазы сна (Shapiro et al., 1967). Движения тела, регулярно возникающие во время ФБС, связаны с окончанием сновидений или с переходом от одного цельного сновидения к другому. Некоторые мелкие движения в конечностях или просто изменение мышечной активности в отдельных мышечных группах оказались связаны с содержанием сновидений (Wolpert, 1960). По данным ряда авторов (Shapiro et al., 1964; Hauri, 1969), ритм и частота дыхания более иррегулярны в те периоды ФБС, при пробуждении из которых исследуемый рассказывает о наиболее эмоциональных сновидениях. Время, занимаемое воображаемой деятельностью в сновидениях, и длительность ФБС, нередко хорошо коррелируют друг с другом (Dement, Wolpert, 1958). Подробно обсуждается важный и противоречивый вопрос связи между БДГ и содержанием сновидений. Установлено, что направление движений глаз перед пробуждением соответствует последней фиксации взора в сновидениях (Baust, 1965; Roffwarg, 1962; Whitman, 1967). Правда, это подтверждено не всеми исследователями (Jacobs et al., 1971). Интервалы между движениями глаз в части случаев оказались связаны с теми периодами в сновидении, когда сновидящий фиксирует взор на неподвижном объекте (Fisher, 1963; Demerit, 1967). Интенсивность движений глаз (частота в единицу времени) связана со степенью участия личности в сновидениях и с яркостью сновидений (Lewis et al., 1966, и др.).
Backeland (1970) показал, что у тех лиц, которые лучше помнят свои сновидения в домашних условиях, при исследовании в лабораторных условиях обнаруживается большая интенсивность БДГ. Автор предполагает, что детальные отчеты о сновидениях возникают преимущественно при пробуждении из конечного периода быстрого сна с большой глазодвигательной активностью, а смутные и бессодержательные отчеты возникают либо при утреннем пробуждении из медленного сна, либо при пробуждении из быстрого сна среди ночи, после чего субъект вновь засыпает.
Наши данные в целом также подтверждают связь интенсивности БДГ с интенсивностью сновидений. Так, у здоровых исследуемых представленность БДГ больше, чем у больных с нарушениями сна, и отчеты здоровых обычно более яркие. У больных нарколепсией сновидения очень яркие и длительные, и интенсивность БДГ у них выше, чем у здоровых (А. М. Вейн и др., 1970). Все это подтверждает мнение Dement (1969), что основным звеном быстрого сна являются фазические компоненты. Эти данные согласуются с гипотезой (Roffwarg et al., 1962) о том, что корреляция движений глаз со зрительными образами сновидений осуществляется так же, как в бодрствовании: когда мы при закрытых глазах представляем себе игру в теннис, наши глазные яблоки непроизвольно следуют за полетом воображаемого мяча. Однако имеются факты, которые не укладываются в эту концепцию.
Прежде всего в некоторых исследованиях интенсивность БДГ мало связана с содержательной и эмоциональной насыщенностью сновидений. Так, Antrobus и соавторы (1964) в прямом противоречии с Backeland обнаружили, что у лиц, хорошо отчитывающихся о сновидениях в домашних, условиях, интенсивность быстрых движений глаз меньше, чем у плохо отчитывающихся. Это в какой-то степени перекликается с некоторыми нашими результатами исследования больных, страдающих нарушениями сна: в большинстве случаев интенсивность БДГ у них ниже, чем в норме (А. М. Вейн и др., 1970), но в некоторых случаях она велика, и нередко при пробуждении из таких периодов быстрого сна пациенты не могут дать никакого отчета о содержании сновидения, хотя и не отрицают, что видели его. Нельзя исключить, что такие отчеты обусловлены особым содержанием сновидений.
Можно предположить, что сновиденческая активность модифицирует исходную деятельность аппарата, генерирующего быстрые движения глаз, но само существование БДГ зависит только от сохранности генерирующих их стволовых образований. Существует и другая точка зрения — о полной независимости направления и распределения БДГ от содержания сновидений. По данным отдельных исследователей, в каждом периоде быстрого сна взрослого человека существует относительно постоянное соотношение вертикальных, горизонтальных и косых БДГ, причем, например, в первом периоде быстрого сна всегда преобладают вертикальные движения. Авторы полагают, что при детальном исследовании можно даже предугадать появление и направленность БДГ.
Несмотря на противоречивость имеющегося фактического материала, многие авторы подчеркивают, что по интенсивности БДГ можно с определенной степенью условности судить о яркости и эмоциональности сновидений.

_________________
Мои разработки в области музыки на сайте patrushev.pro/


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение Отправить email  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пн апр 09, 2007 

Зарегистрирован: Пн апр 09, 2007
Сообщения: 3
Здравствуйте Андрей , вы не могли бы сказать иметься ли гденибудь ваша музыка , что бы можно было бы скачать ? Если это конечно возможно?

Благодарю.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вт апр 10, 2007 
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт июл 28, 2005
Сообщения: 304
Откуда: Екатеринбург
дельфин писал(а):
Здравствуйте Андрей , вы не могли бы сказать иметься ли гденибудь ваша музыка , что бы можно было бы скачать ? Если это конечно возможно?

Благодарю.

Здравствуйте, дельфин. Если в Яндексе набрать "Андрей Патрушев", то можно много всего найти... Но имейте ввиду, что в большинстве случаев перевод моей "музыки", если это так можно называть, в mp3 формат делает программу совершенно неэффективной.

_________________
Мои разработки в области музыки на сайте patrushev.pro/


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение Отправить email  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 3 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 34


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY Color scheme created with Colorize It.
Русская поддержка phpBB