Чтеине Солв с Прыгающими Буквами
Краткий доклад
Raeding Wrods With Jubmled Lettres
Keith Rayner, Sarah J.White, Rebecca L. Johnson, Simon P. Liversedge
перевод: Никонов Владимир
В Интернете полуичли широоке распросртанение резульатты исслеодвания, проведенного, якобы, в Кемрбиджском Уинверситете, которые доакзывали, что прелдожение, в котором бувкы перемеашны, подобно тому, которое Вы сейчас читаете, может быть без труда прочтено, и что для успешного чтения не имеет значения расположение букв в словах.
В действительности, утверждение было ложным в том смысле, что никакие исследования подобного рода в этом университете не проводились (см. ссылку http://www.mrc-cbu.cam.ac.uk/personal/matt.davis/Cmabridge/).
В этой статье мы приводим результаты исследований, показывающие, что, хотя некоторые варианты предложений с переставленными буквами довольно просты для чтения и восприятия, к иным вариантам это не относится, и что в общем всегда необходимо приложить определенные усилия для чтения текста, содержащего слова с переставленными буквами.
Мы попросили 30 студентов прочесть 80 предложений с переставленными буквами. В каждом предложении буквы были переставлены в начале, в середине либо в конце слова (см. таблицу 1). Около 40 % слов (все слова состояли более чем из 4-х букв) имели переставленные буквы. Затем студенты читали предложения без перестановок букв.
Движения глаз записывались с помощью специального прибора (технология Fourward Technology Dual Purkinje).
Студентам были заданы вопросы на проверку восприятия после прочтения 30% текста. Ответы были высокой степени точности, но 50% участников эксперимента признались, что смысл некоторых слов остался им непонятен.
Стандартная скорость чтения нормальных предложений 255 слов за минуту. Все варианты перестановки букв в словах повлияли на процесс чтения.
• Когда буквы переставлены в середине слова, скорость чтения снижается на 11% (227 сл/мин).
• Однако, перестановка последних букв в слове привела снижению скорости на 26% (189 сл/мин).
• Перестановка же букв в начале слов давала снижение скорости на 36% (163 сл/мин).
На словах с наиболее сложными перестановками участники фиксировали взгляд на более длительное время (см. таблицу 1).
Утверждения из Интернета правы в той своей части, что некоторые слова с переставленными буквами действительно достаточно просты для понимания. Но наши исследования доказали, что перестановки букв в словах влекут за собой изменение значения слова.
Более того, уровень изменений значения зависит от локализации перестановок букв в слове: перестановка букв в середине слова гораздо меньше влияет на значение слова, чем перестановка в конце и, более того, в начале слова.
Эти исследования демонстрируют важность начальной части слова для восприятия значения. Другими словами, мы установили, что перестановка букв, влияющая на морфемные связи (даже в середине слова), ассоциируется с другим значением слова.
Наконец, исследование показало, что, когда буквы заменяются другими, а не просто меняются местами, читающему требуется больше времени для восприятия. В случае замены букв другими, визуально схожими буквами, замена в серединных буквах (например, пгсблема вместо проблема) удваивает время восприятия, также как и замена в конечных буквах (проблелс); замена же в начальных буквах (лгоблема) замедляла восприятие в 2,5 раза.
Замены буквами, визуально не схожими с заменяемыми, и вовсе увеличивали время для восприятия прочитанного. Во всех описанных случаях (исключение составляют лишь замены визуально похожими буквами в середине слова) понижается и качество понимания прочитанного.
Таблица #1
Условие |
Пример |
Количество фиксаций взгляда |
Процент регрессии |
Средняя продолжительность фиксации (микросекунда) |
N |
Мальчик не мог решить задачу и попросил помощи. |
10,4a |
15.0a |
236a |
INT |
Мачьлик не мог реишть задчау и порпосил помощи. |
11,4b |
17.6b |
244b |
END |
Малькич не мог решить задауч и попросли помоищ. |
12,6c |
17.5c |
246c |
BEG |
Мальчик не мог ершить аздачу и рпопосил мопощи. |
13,0d |
21.5d |
259d |
N – нормальный текст;
INT – буквы перемещены в середине слова;
END – буквы перемещены в конце слова;
BEG – буквы перемещены в начале слова.
Применялось 2 типа перестановок букв: начало/середина слова – конец/середина слова. Разницы между результатами этих двух типов перестановок не наблюдалось. Обратите внимание, что этот пример использовался только для демонстрации в данной статье, в самом же эксперименте он не использовался.
Тот факт, что текст с перестановкой букв гораздо легче для чтения, нежели текст с заменой букв, доказывает, что особые буквы в слове критичны для понимания значения слова в целом, и что читатели не могут полагаться исключительно на контекст для правильного понимания значения текста.
По сравнению с заменой букв, перестановка букв гораздо легче для восприятия настоящего значения слова.
Но главный вывод из наших исследований заключается в том, что, хотя перестановка букв позволяет довольно легко читать и воспринимать прочитанное, чтение такого текста всегда требует особых усилий по сравнению с чтением нормального текста.
Ссылки по теме:
Онлайн игра "Прочитай текст с перемешанными буквами"
Куда смотрят глаза при чтении
Как работают глаза при чтении
Наука распознавания слов
Перевод:
Никонов Владимир
![]() Тренажёр для мозга |
Подписаться
Бесплатные почтовые рассылки по саморазвитию.
Уже подписалось более 17 тысяч человек.