Мозг «под джазом»

Мозг «под джазом»

Когда джазовые музыканты импровизируют, в их мозгу отключаются области, отвечающие за самоцензуру и торможение нервных импульсов, а вместо этого включаются области, открывающие путь для самовыражения.

Сопутствующее исследование, проведенное в университете Джонса Хопкинса, в котором участвовали музыканты – добровольцы из Института Peabody, и в котором использовался метод функционального магнитно-резонансного изображения (фМРИ), пролило свет на механизм творческой импровизации, которую артисты применяют в повседневной жизни.

Джазовые музыканты, импровизируя, создают свои уникальные риффы путем отключения торможения и включения креативности.

Ученые из Медицинского университета, Национального института глухоты говорят о своем интересе к возможной неврологической основе состояния, приближенного к состоянию транса, в которое джазмены впадают, начиная спонтанные импровизации.

“Когда джазовые музыканты импровизируют, они часто играют с закрытыми глазами в своем характерном стиле, демонстрирующем традиционные правила мелодии и ритма”, - говорит Чарльз Лимб (Charles J. Limb), профессор медицины, ассистирующий профессор Департамента отоларингологии-головы и шейной хирургии при медицинской школе Джонса Хопкинса, который и сам к тому же является опытным джазовым саксофонистом.

“Это особенный настрой души”, - добавляет он, - “когда вдруг, внезапно музыкант творит музыку, которую никогда не слышал, никогда о ней не думал и не играл раньше ничего подобного. То, что получается на выходе – получается совершенно спонтанно”.

Многие исследования последних лет концентрировались на попытках понять, какие части человеческого мозга активизируются при прослушивании музыки, И, как утверждает Лимб, слишком мало уделялось внимания изучению активности мозга в процессе спонтанного сочинения музыки.

Желая понять, что происходит с его собственным мозгом в состоянии “под джазом”, он и его коллега Аллен Браун (Allen R. Braun), профессор медицины, разработали план наблюдения функционирования мозга в процессе музыкальных импровизаций в реальном времени.

Для участия в этом исследовании они пригласили шесть опытных джаз пианистов, три из них из Института Peabody, музыкальной консерватории,  в которой Лимб по совместительству занимает профессорскую должность. Другим добровольцам стало известно об этом исследовании, благодаря слухам, распространившимся в местном джазовом сообществе.

Исследователи разработали специальную клавиатуру, на которой пианисты могли играть внутри аппарата функционального магнитно-резонансного изображения; сканер мозга, высвечивающий области мозга, реагирующие на различные стимулы, например, идентифицирующий, какие области активны, когда человек вовлечен в какого-либо рода ментальную активность.

Поскольку аппарат функционального магнитно-резонансного изображения использует мощные магниты, ученые разработали нестандартную клавиатуру, не содержащую металлических частей, которые могли бы притягиваться магнитом. Они также использовали совместимые с данным аппаратом наушники, которые позволяли музыкантам слышать создаваемую ими музыку в процессе игры.

Каждый музыкант участвовал в четырех различных упражнениях, предназначенных для того, чтобы различать активность мозга во время игры по памяти простых фортепианных пьес и активность мозга, наблюдаемую во время импровизации.

Находясь внутри прибора фМРИ с клавиатурой, устроенной у них на коленях, все пианисты начинали игру с гаммы до мажор, хорошо запоминаемого ряда нот, который изучает каждый начинающий музыкант. Метроном, встроенный в наушники, предназначался для того, чтобы обеспечить одинаковую игру гаммы всеми музыкантами – в одинаковом порядке, с одинаковыми промежутками времени.

Для выполнения второго упражнения пианисты должны были импровизировать. Они должны были играть четвертные ноты гаммы, но могли играть их в любом порядке, в каком сами пожелают.

Далее, музыканты должны были играть в оригинале блюзовую мелодию, которую они выучили заранее, тогда как фоновой записью играл джазовый квартет, дополняющий мелодию. В последнем упражнении музыканты должны были импровизировать с собственными мелодиями, используя ту же самую запись джазового квартета.

Затем Лимб и Браун проанализировали записи, снятые с мозга сканером. Так как области мозга, активизируемые в процессе игры по памяти, являются теми его частями, которые обычно активны во время игры любого рода на фортепиано, исследователи исключили их из картины мозга, полученной во время импровизации.

Работая далее только с областями мозга, характерными исключительно для процесса импровизации, ученые увидели поразительно схожие паттерны, независимо от того, выполняли ли музыканты простую импровизацию с гаммой до мажор, или исполняли более сложную мелодию, импровизируя с исполнением джазового квартета.

Ученые обнаружили, что часть мозга, известная как дорсолатеральная префронтальная кора головного мозга - широкая фронтальная область мозга, расширяющаяся от центра к периферии, - показала замедление активности мозга в процессе импровизации. Эта область, как выяснилось, отвечает за запланированные действия и самоцензуру, как, например, тщательный выбор слов для интервью.

Отключение этой области может привести к снижению процессов торможения, заключает Лимб. Ученые также обнаружили усиление активности в средней префронтальной коре головного мозга, т.е. в центре фронтальной лобной части мозга. Эта область отвечает за самовыражение, активность, выражающую индивидуальность, как, например, искренний рассказ о себе.

“Джаз часто описывают как чрезвычайно индивидуалистическую форму искусства. Вы можете легко определить игру джазового музыканта, т.к. импровизация каждого джазмена звучит, как его собственная музыка”, - говорит Лимб. “Как нам сейчас представляется, когда вы ‘рассказываете’ собственную музыкальную историю, происходит следующее: вы закрываете импульсы, которые могут подавлять течение творческой мысли”.

Лимб отмечает, что такой тип мозговой активности может иметь место в процессе других видов импровизации, которые являются неотъемлемой частью жизни и артистов, и обычных людей. Например, отмечает он, люди постоянно импровизируют, подбирая слова в разговоре, как импровизируют и с решением неожиданных проблем. “Без этого типа творчества человек не смог бы развиваться, как вид. Это – неотъемлемая часть того, кем мы являемся”, - говорит Лимб.

Он и Браун планируют использовать подобные техники для выяснения, соответствует ли идентифицируемая ими импровизационная активность мозга схожим типам активности других творческих личностей, например, поэтов или мастеров изобразительного искусства, а также и активности обычных людей в процессе импровизации.

Исследование опубликовано в журнале Public Library of Science (PLoS).

Источник статьи:
http://www.sciencedaily.com

Перевод на русский язык:
Владимир Никонов


Сборник «Джаз — лучшее»

Майнд машина - тренажер для мозга
Тренажёр для мозга



Подписаться

Бесплатные почтовые рассылки по саморазвитию.
Уже подписалось более 17 тысяч человек.