На пределе возможностей слуха
А.Патрушев
http://www.tomatis.com./English/index.htm
Французский отоларинголог Альфред
Томатис первым систематически исследовал влияние на психику человека
звуков высокой частоты.
Согласно его теории, ребенок, плавая в амниотической жидкости в период внутриутробного развития, слышит массу звуков, которые ему после рождения становятся недоступны — дыхание матери, биение ее сердца, голос, шум от работы внутренних органов и т.п.
Обусловлено это тем, что в период внутриутробного развития уши ребенка
заполнены жидкостью, проводящей звук значительно лучше, чем воздух;
в частности, в жидкости гораздо меньше затухают высокочастотные
Для использования своих открытий на практике
Томатис погружал в ванную защищенные пленкой микрофоны и динамики,
через которые транслировалась работа внутренних органов женщины.
Таким образом он моделировал фильтрацию звука через материнскую
плаценту.
На получавшихся записях большая часть спектра звуков лежала выше 8000 колебаний в секунду. Когда сделанные таким образом записи давали регулярно слушать детям с различными нарушениями — дислексией, аутизмом, гиперактивностью, то перемены в их поведении и обучении были ошеломляющими. Этот высокочастотный звук, по теории Томатиса, пробуждает чувство самой архаической связи с матерью.
Такие звуки, по-видимому, затрагивают самые древние, первозданные слои наше памяти — блаженство нахождения в материнской матке, единство с матерью — и пробуждают в слушателе это забытое ощущение цельности.
Исследования и клинический опыт Томатиса привели его к заключению, что ухо является одним из важнейших органов, формирующих сознание человека. До него большинство людей, включая ученых, изучавших ухо, считали, что у этого органа одна функция — слышать. Они не замечали, что слышание — всего лишь один аспект гораздо большего, динамического процесса, в котором участвует каждая клетка тела.
Томатис открыл, что ухо не просто “слышит”, но колебания, воспринимаемые им, стимулируют нервы внутреннего уха, где эти колебания преобразуются в электрические импульсы, различными путями попадающие в мозг. Некоторые идут в слуховые центры, и их мы воспринимаем как звуки. Другие создают электрический потенциал в мозжечке, который контролирует сложные движения и чувство равновесия. Оттуда они идут в лимбическую систему, заведующую нашими эмоциями и выделением различных биохимических веществ, в т.ч. гормонов, оказывающих влияние на все наше тело. Электрический потенциал, создаваемый звуком, также передается в кору головного мозга, заведующую высшими функциями сознания. Таким образом звук «питает» мозг, а вместе с ним и все тело.
Еще одним открытием Томатиса явилась прямая
связь между диапазоном слухового восприятия человека, диапазоном
вибраций его голоса и его уровнем здоровья. — Сравните бесцветный,
слабый голос больного человека и звонкий радостный голос ребенка!
Томатис разработал особый процесс звукозаписи под названием “электронное
ухо”. В этом процессе из обычного звука поочередно вырезается то
высокочастотная, то низкочастотная компонента. Когда человек слушает
такую запись, мышцы его уха тренируются путем поочередного напряжения
и расслабления; таким образом расширяется диапазон слухового восприятия,
Существует множество документированных
исследований, показывающих, в частности, что в результате применения
этого метода усиливается творческий потенциал, улучшается память
и способность к сосредоточению. Также происходит значительное улучшение
так называемой тонкой моторики. В результате даже профессиональные
музыканты отмечали у себя значительное улучшение музыкальной техники
и виртуозности исполнения. Похожие результаты демонстрировали мастера
различных боевых искусств и профессиональные автогонщики. В настоящее
время по всему миру существует более 300 центров, осуществляющих
лечение и тренинги по методу Томатиса.
![]() Тренажёр для мозга |
Подписаться
Бесплатные почтовые рассылки по саморазвитию.
Уже подписалось более 17 тысяч человек.