Мы видим звук
"Я взвесил
звук, измерил и расчислил
В загадку слова хитростью проник.
И умное злодейство я замыслил -
Предать железу свой живой язык…"
(А. Журавлев)
1. "Звук + цвет"
?
Свойство звуков вызывать цветовые
образы было замечено давно. Много писалось о цветовом слухе А. Скрябина,
который музыкальные звуки
видел в цвете. Целое
направление в искусстве - цветомузыка - основано на этом свойстве
звуков музыки.
Есть свидетельство о том, что звуки
речи, особенно гласные,
тоже могут восприниматься в цвете.
А. Рембо написал даже сонет "Гласные", в котором так раскрасил звуки:
А
- черный; белый - Е; И
- красный; У - зеленый;
О - синий: тайну
их скажу я в свой черед…
Но французский языковед К. Нироп приписывал
гласным совсем другие
цвета : он считал И
- синим,
У - ярко желтым, А
- красным. Немецкий лингвист А. Шлегель писал,
что для него И
- небесно-голубой,
А - красным, О
- пурпурный.
А вот русский поэт А. Белый утверждал, что ему А
представляется белым,
Е - желто-зелёным, И
- синим, У - чёрным, О
- ярко-оранжевым. Если продолжать называть
индивидуальные суждения о цвете гласных, то каждый звук окажется
раскрашенным во все цвета радуг.
Так существуют ли в таком случае вообще
какие-либо определённые звукоцветовые соответствия? Не фантазии
ли это? Или, может быть, случайно возникающие неустойчивые ассоциации
между звуком и цветом? А возможно, что звуковые связи - следствие
исключительно тонко устроенных механизмов восприятия отдельных людей?
На эти вопросы давались разные ответы, но чаще всего сходились на
том, что связь "звук речи - цвет"
- редкий сугубо индивидуальный
феномен.
2. Общие положения теории
Современная наука признает явление
существующим лишь тогда, когда оно либо непосредственно наблюдается,
либо воспроизводимо проявляет себя в экспериментах, либо строго
вычисляется. Причем в любом случае последнее слово остается за практикой:
нужно, чтобы явление наблюдаемо функционировало или обнаруживались
бы следы его действия.
Но там, где речь идет о психике человека,
все выглядит иначе. В эту область наука, как в зону "пикника на
обочине", проникает пока ещё редко и с трудом, а, проникнув, натыкается
на непонятные "полные пустышки", которые вскрыть своими инструментами
не может.
Психические явления чаще всего непосредственно не наблюдаются, в экспериментах то проявляются, то нет, вычислению поддаются плохо, а следы их функционирования неопределенны, зыбки, нерегулярны. Особенно в области подсознания. Вот, скажем, интуиция. Каждый может припомнить случаи, когда, как нам кажется, правильное решение или поступок были подсказаны нам интуицией.
Более того,
как выяснилось в процессе работ над искусственным интеллектом, человек
в сложных ситуациях принимает решение не путем перебора всех возможных
вариантов, а эвристически, подсознательно, интуитивно находит нужный
путь. Но с другой стороны, интуиция ведь и подводит нередко. Как
же понять, когда интуиция нашептывает нам правильное решение, а
когда каверзно подталкивают нас в тупик?
Вот так и со звукоцветовыми соответствиями.
Если они существуют, то кто прав - А. Рембо или А. Белый? Чья интуиция
вернее?
Идея
экспериментов проста: регистрируются реакции многих
испытуемых на определённый стимул, а затем следует статистическая
обработка полученного материала, чтобы выявить основные тенденции
в реакциях. Техника регистрации
разнообразна: испытуемым либо предъявляются звуки
речи - требуется подобрать к ним цвета, либо предъявляются различные
цветовые карточки - требуется написать на них звуки, либо даётся
задание выстроить звуки по цвету, скажем, от "самого красного" и
до "наименее красного", от "самого синего" и до "наименее синего"
и т.п.
Многие такие эксперименты с тысячами
информантов показало, что в подавляющем большинстве испытуемые
окрашивают по крайней мере гласные вполне определённо.
Особенно единодушны мнения относительно трёх гласных - А,
Е, И. Звук и букву (звукобукву) А вполне согласованно называют красной , Е - чётко зелёная,
а И -
определённо синяя.
Звукобукву О все считают светлой и яркой, но хотя большинство испытуемых называют
её жёлтой, всё же довольно часто встречаются ответы: "белая". Получается,
что она солнечная.
Заметьте, что лингвисты считают
гласные А, О,
Е, И основными,
опорными для речевого аппарата человека и главными во всех языках.
А физики главными считают соответствующие этим гласным цвета,
потому что их комбинации дают все другие цвета и оттенки. Чем и
пользуется цветная фотография, цветное телевидение. Не удивительно
ли, что и в языке соответствия именно главным цветам оказались наиболее
четкими?
Видимо, здесь проявляется "коллективная
интуиция" людей: цветовое устройство
мира отразилось в цветовом устройстве языка. Названия
главных цветов встречаются в речи наиболее часто, и звуки А,
О, Е,
И наиболее частотны
из гласных. А между названиями основных цветов и этими гласными,
в свою очередь, прослеживается связь: название определённого цвета
содержит соответственно "окрашенный" звук, причем он занимает в
слове самую важную, ударную позицию: красный, синий.
Остальные
гласные имеют оттеночную окраску, как и цвета, с
которыми они связываются, к тому же связь эта прослеживается менее
четко - здесь больше разброс мнений испытуемых. Так, У-
ассоциируется с тёмными оттенками
синего цвета: тёмно-синим,
тёмно-голубым, тёмным сине-зелёным, тёмно-лиловым. Звукобуква Ю тоже связывается с оттенками синего цвета, но со светлыми:
голубым, светло-сиреневым.
Интересно ведёт себя звукобуква Ё.
По написанию она сходна с
Е, а по звучанию с О.
И в цветовом отношении она вполне определённо располагается между жёлтойО и зелёной
Е.
Примерно половина испытуемых называет её желтой, а половина - зелёной.
Так что Ё - светлая, желто-зеленая.
А вот Я
окраской почти не отличается от
А,
разве что воспринимается как более светлая и яркая.
Что касается Ы,
то здесь следует говорить не о цвете, а скорее о световой характеристике.
Если О - звукобуква света,
то Ы - звукобуква мрака,
тьмы. Она самая тёмная из всех гласных, и ей испытуемые единодушно
дают самые тёмные характеристики - темно-коричневая,
черная.
Любопытно, что на восприятие, строго
говоря, согласного звука Й явно повлияла графическая форма буквы Й,
передающей этот звук. Сходство Й с И привело и к сходным цветовым оценкам - Й воспринимается как синяязвукобуква,
хотя и с меньшей определенностью, чем И.
Букву Э пришлось исключить из анализа. Хотя она передаёт почти тот же звук,
который в большинстве случаев передаётся буквой Е,
зелёной звукобуква Э по ответам испытуемых не получается: буквенная форма другая. И вообще
никакой определённый цвет с Э не
связывается. А поскольку и встречается Э в текстах крайне редко (гораздо реже всех других гласных), то при
дальнейшем анализе текстов ее решено было не учитывать.
Конечно, не
у всех звукоцветовые соответствия одинаково прочно
закреплены в подсознании. Есть испытуемые, которые
во всех экспериментах показывают чёткие и единообразные результаты,
совпадающие с "коллективным мнением" всех опрошенных, а есть и такие,
чьи ответы в разных экспериментах разноречивы, неустойчивы, и по
их ответам никакой определённой окраски звуков не прослеживается.
Ну и что ж, ведь дальтоники не видят цвет предметов, но это не значит,
что окраски предметов не существует. Важно, что большинство испытуемых
в целом согласованно и достаточно единообразно устанавливают вполне
определённые связи между звуком и цветом, хотя почти никто этого
не осознает.
Результаты
эксперимента по звукоцветовым соответствиям:
3. Реализация теории в поэтических текстах
Если соответствия звуков речи
определённым цветам существуют, пусть даже в подсознании, то они
должны где-то проявляться, звукоцвет должен как-то функционировать
в речи. И пожалуй, прежде всего нужно искать проявления
звукоцветовых ореолов в поэзии: там, где звуковая
сторона особенно важна. Эффект звукоцвета может сыграть свою роль
в том случае, когда в стихотворении создается определённая цветовая
картина, и рисунок гласных стиха должен бы поддержать, "подсветить"
эту картину звуками соответствующего цвета.
Если это так, то естественно ожидать,
что при описании,
например, красных предметов
и явлений в тексте будет подчёркнута роль красных А
и Я;
они будут встречаться чаще, чем обычно, особенно в наиболее важных,
наиболее заметных позициях (скажем, в ударных). Описание
чего-либо синего будет сопровождаться нагнетанием
синих И,
У, Ю;
зеленого - нагнетанием
Е,
Ё и
т.д.
Стоило начать проверку этой гипотезы,
как в сухих статистических
подсчётах стала
на глазах проявляться
живая игра звукоцветовых
ореолов поэтического языка,
поражающая своей неожиданностью, своим разнообразием и точным соответствием
понятийному смыслу и общему экспрессивно-образному смыслу произведений.
Судите сами.
У Блока
есть стихотворение, которое он написал под впечатлением от картины
В. Васнецова "Гамаюн, птица
вещая". Стихотворение о грозных пророчествах
передаёт трагический колорит картины - мрачно-багровый цвет казней,
пожаров, крови.
Если исходная гипотеза верна, то в
звукобуквенной ткани стихотворения должны
встречаться чаще, чем положено по норме, красные
А,
Я и
тёмные, мрачные У,
Ы, не так ли?
Поскольку и сама проблема звукоцвета,
и анализ стихотворений с этой точки зрения уж очень необычны, то
одного утверждения, что это действительно так, будет наверняка недостаточно.
Обычная реакция любого, кто впервые слышит о звукоцвете в поэзии:
"Этого не может быть!" А на машинные расчеты чаще всего смотрят
с тайной уверенностью в подвохе. Поэтому опишем хотя бы кратко методику
компьютерного анализа этого и других стихотворений, о которых здесь
будет идти речь.
В тексте стихотворения (включая заголовок)
подсчитывается количество каждой
из 10 звукобукв, перечисленных в таблице. Чтобы учесть
особую роль ударных гласных, они при счёте удваиваются. Так как
Ё, Я,
Ю, Й
связываются лишь с оттенками основных цветов и ещё потому, что встречаются
они сравнительно редко, самостоятельного
значения в звукоцветовой картине стиха они не
имеют. Поэтому приплюсовываются к основным гласным.
Поскольку звукобуква Ё
оказалась двухцветной, то её количество разделяется поровну между
О и Е.
Синева Й
выражена слабо, поэтому количество Й
сокращается наполовину и только затем приплюсовывается к И.
Подсчитывается также количество всех букв с удвоением ударных (величина
N).
Затем определяются
доля (частотность) каждой
гласной в тексте стихотворения (Pk) и единицы размаха
колебаний для данного текста:
Полученные частности сопоставляются с нормальными (среднестатистическими для языка), и вычисляются нормированные разности этих частотностей, чтобы установить, случайно или нет наблюдаемые в стихотворении частотности отличаются от нормальных и как именно отличаются:
Звукоцвет
в стихотворении "Гамаюн, птица вещая":
Как видим, звуков А
и Я
в обычной речи должно было бы встретиться 116 на тысячу, а в
стихотворении их гораздо
больше (Pk=0,159). При s= 0,018 такое отклонение
частности (0.159 - 0.116 = 0.044) превышает случайное в 2.39 раза,
то есть едва ли может быть случайным. Значит, поэт
интуитивно нагнетал
красные А
и Я,
чаще обеспечивая им ударные позиции (вещает казней ряд кровавых).
Вторым по превышению нормы идет Ы, придавая красному
тону мрачное, трагическое звучание. Наконец, У
(также с превышением частотности над нормой) добавляет звукоцветовой
картине тёмные сине-зеленые и лиловые оттенки. Частотность всех
остальных гласных ниже нормы.
Если теперь изобразить в цвете игру
доминирующих в стихотворении гласных, то получится картина
в красно-багровой
и чёрно-синей гамме,
кое-где с тёмной прозеленью. А это и есть цветовая гамма картины
В. Васнецова. Остаётся только поражаться, насколько точно талант
поэта подсказал ему выбор и пропорции доминантных звуков.
Таким способом на компьютере "прочитано"
много стихотворений. Для некоторых из них в общей табличке приведены
итоговые величины (Z), чтобы можно было убедиться, что обнаруженные звукоцветовые соответствия -
не парадокс статистики, не случайное
совпадение цифр. Значимые превышения частотностей
отмечены полужирным шрифтом. В последнем, восьмом столбце дана цветовая
расшифровка результатов.
Звукоцвет
в поэзии:
Хорошо видно, как точно использует изобразительные возможности звукоцветовх ореолов С. Есенин. При сравнении уже первых строчек его стихотворений с цветами доминирующих гласных сразу обнаруживается явное соответствие словесных и звукоцветовых картин. "Отговорила роща золотая..." - доминирующий цвет жёлтый, слегка зеленоватый. "Выткался на озере алый свет зари..." - звуки создают густо-красную и тёмно-синюю гамму. "Воздух прозрачный и синий..." - звукоцвет синий, чуть розоватый. "Зелёная причёска, девическая грудь..." - зелёная и тёмно-зелёная с синевой гамма звукоцветовых соответствий.
4. Вместо заключения
Как говорится, комментарии излишни.
Да, поэты могли бы сказать о себе словами А. Вознесенского: "Мы
видим звук". Они его действительно видят внутренним
взором таланта, чувствуют его радужный ореол и зажигают
эту радугу в своих стихах.
Ну а компьютер проявляет скрытые
в тексте цветные картины, показывая тем самым, что
способен уловить и эту удивительную особенность поэтической речи.
По книге А. Журавлёва "Диалог с компьютером". "Молодая гвардия",
1987 год.
Материал подготовила Елена Ф.
![]() Тренажёр для мозга |
Подписаться
Бесплатные почтовые рассылки по саморазвитию.
Уже подписалось более 17 тысяч человек.