Америка глазами «Авторской школы Васильевых»

Америка глазами «Авторской школы Васильевых»

Авторы д.п.н. Васильева Е.Е. и п.д.п.н. Васильев В.Ю.
Программы школы

Февраль этого года подарил нам Америку...

Екатерина Васильева в синем Американский опыт в области образовательных услуг открыл для нас новые горизонты, изменил наше мировоззрение и сломал многие стереотипы. Мы испытывали чувство гордости за российское образование, когда знакомились с перечнем преподаваемых школьных предметов в американских школах, когда беседовали с русскими школьниками, заявляющими о том, что «здесь халява». Мы испытывали чувство зависти, когда видели проекторы и компьютеры в каждом классе и аудитории, были просто «ошарашены» аудиторией в Орегонском университете, где проходили обучение будущие юристы... Одним словом, наши эмоции хлестали через край, зашкаливая то в плюс, то в минус. Поэтому только сейчас, по прошествии значительного времени, мы можем «отделить зерна от плевел».

Итак, чему же научила нас Америка?

Прежде всего, практицизму , так не свойственному русской широкой натуре. Например, каждый американский школьник или студент задает постоянно один и тот же вопрос: «А зачем мне это нужно?» И если в ответ слышит: «Чтобы развить свою память, интеллект или сдать экзамен!» (так обычно отвечают русскоговорящие учителя), то мгновенно делает вывод: «Если я это не могу применить, то мне это не нужно». И, как следствие, отказывается изучать предмет. Ну и ладно, махнут рукой многие наши учителя: «Не хочет учиться, это его проблема!», а вот американские учителя махнуть рукой не могут, потому, что могут лишиться лицензии на преподавательскую деятельностью, а в университете и того хуже, могут лишиться места и зарплаты. Как говорят американские профессора: «Нет студентов – нет зарплаты, нет результатов – нет зарплаты».

Студенты Орегонского университета  Кстати, о студентах. Внимательно прочитайте, пожалуйста, следующую фразу! Студенты могут выбирать профессора. Как правило, один и тот же курс читает несколько профессоров одновременно, и студент может уйти в любой момент к другому профессору. Мало того, что он сам ушел (снизил ставку профессора и «подмочил его репутацию»), так он еще и увел с собой несколько человек. Вот так и осуществляется «естественный отбор» профессоров и учителей .

Теперь понятно, почему американцы столь практичны и почему на вопрос: «А зачем мне это нужно?» не отвечают, а показывают то, что школьник или студент сможет делать, после обучения. И в этом они очень преуспели. Например, законы Ньютона они изучают с помощью конструктора, моделируя реальные жизненные ситуации, а на уроке математики в 9 классе используют деревянные геометрические фигуры для построения сложных архитектурных строений, даже дети начальной школы решают практичные задачки, а не задачки о мифических рабочих и станках, как у нас.

Понятие «американский практицизм» включает в себя еще одну составляющую: критическое мышление. На каждом занятии школьников и студентов учат сравнивать и делать выводы, выделять главное и формировать свое отношение к предмету. Практически на каждом занятии дети пишут мини-сочинения и эссе, готовят групповые презентации и индивидуальные проекты с использованием графиков и диаграмм.

Но особенно нас заинтересовала программа обучения чтению . Дело в том, что чтению в Америке уделяется огромное внимание. Мы были просто поражены, увидев в школах многочисленные плакаты, с которых нам улыбались знаменитые голливудские актеры с книгами в руках! Поразило и то, что программа обучения чтению рассчитана не на 4 года, как у нас, а на 8 лет, начиная с детского сада и заканчивая 8 классом. Кроме того, с детьми, у которых проблемы в чтении, проводятся бесплатные дополнительные занятия в рамках школы, причем, как групповые, так и индивидуальные. В университетах, школах и школьных округах проводятся многочисленные исследования, результатами которых являются толстенные учебники по обучению детей чтению. Так что, есть чему позавидовать...

 Давайте подробнее разберемся, чему это мы позавидовали. Прежде всего, позавидовали тому, что Американское Правительство уделяет особое внимание чтению и финансирует исследования, чего о нашем не скажешь... Позавидовали тому, что американцы уже давно поняли, что чтение – это не только озвучивание текста, что чтение – это процесс мышления ; американцы поняли, что детей нужно учить читать на протяжении 8-и лет , а не 4-х. Дело в том, что механизм мышления в процессе чтения в 10 лет сильно отличается от механизма мышления в 15 лет. В 10 лет у ребенка доминирует правое полушарие мозга, а в 15 лет и старшем возрасте – левое. Вот и получается, что взрослые люди умеют читать только по-детски, оставшись в десятилетнем возрасте, т.е. освоили «половинное чтение». Интересно отметить, что многие интуитивно понимают недостаточность традиционного чтения и обращаются к популярной в последнее время программе Скорочтение , которая и является по своей сути «второй половиной процесса чтения».

Итак, Америка научила нас практическому и критическому мышлению, обогатила новейшими разработками в области чтения и развития интеллекта. Так что в ближайшее время нам есть, чем заняться...

Продолжение

Майнд машина - тренажер для мозга
Тренажёр для мозга



Подписаться

Бесплатные почтовые рассылки по саморазвитию.
Уже подписалось более 17 тысяч человек.